В канун православного Рождества 2021 года мы стали свидетелями невероятной картины – толпа протестующих врывается в вашингтонский Капитолий! Прямо как в кино…Хотя погодите, в кино-то было совсем по-другому. Давайте вспомним, как именно.
Для начала давайте научимся различать Белый дом и Капитолий. Так уж вышло, что часто в новостях говорили об одном здании, а показывали совсем другое. Логично же, они оба белые, находятся всего в километре друг от друга и оба выходят окнами на монумент Вашингтону, самый большой обелиск в мире. Немудрено и запутаться.
Так вот, Белый дом был построен немного раньше, с 1792 по 1800 год, как официальная резиденция президента США. Это трёхэтажный (если считать цокольный этаж) особняк, построенный в стиле неоколониализма из песчаника Aquia Creek. Белый, с небольшой полукруглой колоннадой в качестве главного украшения. Весьма популярная в те времена палладианская архитектура. Называть резиденцию Белым домом начали только спустя век после постройки, с легкой руки Теодора Рузвельта. Именно в этом здании находится Овальный кабинет и Красная комната, а само понятие «Белый дом» используется как символ администрации президента.
Теперь о Капитолии. Он может, пожалуй, служить символом Вашингтона как самое запоминающееся здание города. Строительство Капитолия началось в 1793 году, однако продолжалось более четверти века. В 1814 году, почти достроенное здание в стиле ампир сожгли британцы и ещё пять лет его восстанавливали. Затем стало понятно, что конгрессу в здании Капитолия тесновато и пришлось его достраивать. Работы проводились в 1850-60 годы. Добавили больше классических элементов, пусть и в американском изводе, был полностью перестроен купол. Причём при его создании архитектор Томас Уолтер немного «списывал» у российского Исаакиевского собора, достраивавшегося в те годы в Санкт-Петербурге.
Капитолий гораздо больше Белого дома, а его главное украшение – огромный белоснежный купол, увенчанный статуей Свободы (нет, не той что с факелом, более классической). В ротонде Капитолия (изнутри под куполом) – огромная фреска площадью более 400 квадратных метров – «Апофеоз Вашингтона». На ней античные боги и богини в едином порыве помогают Джорджу Вашингтону, первому президенту США, создавать прекрасную Америку. В Капитолии заседает Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей.
От взрывов до грабежей
Так уж повелось, что в кино гораздо чаще фигурирует не Капитолий, а Белый дом. Причин тут несколько. Во-первых, Белый дом в массовом сознании гораздо важнее – все-таки там сам президент сидит, а не какой-то там Конгресс. Если подумать, то в России ситуация похожая – у нас тоже в кино гораздо чаще нападают на Кремль, резиденцию президента, а дом Правительства на Краснопресненской набережной никому особо не нужен.
Во-вторых, Капитолий сложнее для моделирования. Здание гораздо крупнее, больше деталей, съёмки захвата Капитолия выйдут и дороже и труднее. Вот и получается, что в большинстве фильмов супостаты фокусируются на Белом доме, а Капитолию достаётся так, случайно. А теперь перейдём, собственно, к самим кинокартинам.
Главные фильмы о крушении святынь демократии – это вышедшие практически одновременно в 2013 году – «Падение Олимпа» и «Штурм белого дома».
«Падение Олимпа»
«Падение Олимпа» снимал подававший в свое время большие надежды Антуан Фукуа, но получился он не очень. В делегацию из Южной Кореи попали несколько, кто бы мог подумать, северокорейцев. Они захватывают президента, сына президента, ядерный чемоданчик президента и секретное оружие Hydra 6, тоже наверняка принадлежавшее президенту. И если бы не Джерард Баттлер, вставший заслоном на пути терроризма и разрушения Белого дома, всё было бы гораздо грустнее.
Изюминка фильма – плохо нарисованная атака Белого дома при помощи ганшипа АС-130, успевшего не только свалить пару истребителей, удачно примостившихся с одного бока, но и пострелять по наиболее симпатичным зданиям Вашингтона. Капитолий при этом обошли вниманием.
«Штурм Белого Дома»
«Штурм Белого Дома» снимал Роланд Эммерих, специализирующийся на «Бум и Вау, только не пытайтесь осмыслить показанное». Он уже уничтожал Вашингтон целиком в стареньком «Дне независимости» (там резиденцию президента разнесли выстрелом инопланетного корабля) и теперь решил сделать это медленно и со вкусом. Здесь все начинается со взрыва купола Капитолия, а затем идет по накатанной – террористы захватывают Белый дом, президента, ядерный чемоданчик президента, и чтобы хоть чем-то отличаться от «Падения Олимпа» берут в заложники дочку Ченнинга Тэйтума, главного героя, стоящего на пути зла. Ну и как вы понимаете, этого он вынести уже не смог.
Выглядит все гораздо более дорого и богато, с учетом вдвое большего бюджета. Увы, не взлетело. «Падение Олимпа» отбило свои 70 миллионов, собрав 170, а вот «Штурм Белого дома» на свои 150 наковырял лишь 200 миллионов сборов, что совсем не покрывает расходы.
«Люди Икс»
Отдельно стоит вспомнить и серию фильмов «Люди Икс». Мутантов словно магнитом так и тянет устроить разборки рядом с Белым домом. В «Людях Икс – 2». Курт Вагнер (он же ночной змей) совершает неудачное, но удивительно хорошо снятое покушение на президента США в Белом доме. А уже в «Днях минувшего будущего» Магнето сбросил на Белый дом целый стадион.
«Три икса 2: Новый уровень»
Запоминающаяся перестрелка внутри Капитолия была и в фильме «Три икса 2: Новый уровень», где Айс Кьюб использовал танк, чтобы подобраться к зданию Конгресса поближе. Еще один случай варварского использования Белого дома был показан во второй части «Зомбилэнда». В этом фильме главные герои устраивают себе временное жилище в Белом доме, не отказывая себе в использовании портретов в качестве оберточной бумаги и ещё куче милых, но очень варварских вещей.
Такова судьба основных символов государства – террористы хотят их разрушить, а добравшиеся до них во время апокалипсиса – покуражиться и хоть немного почувствовать себя президентами. Впрочем до людей в костюмах викингов, захвативших Капитолий без единого выстрела, пока не смог додуматься ни один режиссёр. По крайней мере, редакции Warcats ничего об этом неизвестно.
Михаил Котов