Найти тему
Ливрезон Публицист

10 эффектов воспитания творческой личности с детства: ЭФФЕКТ ПЕРВЫЙ

Оглавление

Данный материал построен на обобщении биографических данных о детстве / воспитании 250 творческих личностей, научных трудах по педагогике / развитию / коррекции ребенка в XX веке (более 200 источников), а так же 16-тилетнем опыте автора по развитию / коррекции российских подростков.

Авторский материал Анатолия Александровича Рыжачкова

Источник: https://livrezonpublisher.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva
Источник: https://livrezonpublisher.com/publication/10-effektov-vospitaniya-tvorcheskoi-lichnosti-s-detstva

ВАЖНАЯ МЫСЛЬ НА СТАРТЕ

Современная педагогика направлена на воспроизводство НОРМЫ, в этом материале речь пойдет о КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКАХ (о результативном творчестве), где действуют совершенно иные правила. Поэтому предостерегаю читающих: не стоит смешивать свой быт / привычное с описанным ниже.

Изучение творческих стратегий дает ясно понять: чем позже человек начинает заниматься творчеством, тем меньше шансов у него достичь значительных результатов с новизной и пользой мирового уровня. Подобные результаты (высокого уровня), как правило, исключены, если деятельность начата после 25-30 лет. Поэтому особенно важно для всей жизненной стратегии максимально эффективно “стартовать”.

Не решенное на сегодняшний день в педагогике противоречие: в наиболее ответственный для всей последующей жизни период человек, как правило, сам НЕ в состоянии повлиять на свой выбор и свое развитие в силу возраста, а окружающая его среда (родители, школа, сверстники и т.д.) играет против творческого развития ребенка, с помощью стереотипов и психотравм загоняя его под “стандарт”.

Я выделил ряд эффектов воспитания, повлиявших в той или иной мере на формирование качеств творческой личности, и попытался изложить их в форме рекомендаций. О десяти из них Вы можете прочитать ниже.

Каждый эффект при этом будет разделен нами на 2 составляющие: сильный (но непривычный социуму) ход и то, что предлагает нам внешняя среда, тот самый «стандарт» – как правило, это модели, которые навязываются обществом / окружением ребенку вместо творческой и вообще полезной в широком смысле деятельности.

Сразу оговорюсь, что рекомендации, в основном, касаются мальчиков. При воспитании девочек стоит учитывать сопутствующие факторы (интересующиеся могут ознакомиться с видеозаписью доклада автора о женщинах-творческих личностях). Кроме того, стоит оговорить возраст: я не веду речь о раннем развитии ребенка (это отдельная тема), речь пойдет о детях старше 5 лет.

В конце описания каждого эффекта я ставлю «Ряд открытых вопросов», по которым хоть и есть наработки / гипотезы, но они требуют дальнейшего исследования / тестирования. Важно, (!!!) поборов школьную привычку, дать быстрый, но глупый ответ — пополнить этот список или предложить качественный пример существующих решений.

Эффект 1. О РОЛИ ВЗРОСЛОГО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

ЧТО НАВЯЗЫВАЕТ СРЕДА:

Ребенку навязывается “детская” модель поведения. В частности, это связано с группой стереотипов “у ребенка должно быть детство”. Общий смысл: ребенку дозволяют / разрешают / поощряют все то, что “нормально” для ребенка, в том числе баловство и капризы; и это даже мило. Более взрослое поведение не одобряется или же не принимается всерьез. Создается контекст (считающийся нормальным / правильным), в котором ребенок принижен, должен слушаться, подчиняться и т.п. Система накопила большое количество нерешенных проблем. Например, педагогов (уровень которых и так оставляет желать лучшего) не учат разделять бытовое (в том числе свое Я) и профессиональное. Риторический вопрос: кто от этого страдает?

Другой момент: система воспитания / образования вынуждает ребенка большую часть своих сил тратить на игру в “социальные роли”: клоун, хулиган, добряк, ботаник и т.п. Социальная роль превращается чуть ли не в основную ценность. Возможно, не все понимают, почему это не хорошо для ребенка, поэтому уточню: во-первых, ребенок попадает в зависимость от мнения окружающих, что в будущем будет мешать; во-вторых, равняться на своих сверстников - слишком низкий, не развивающий эталон (см., например, «Зону ближайшего развития» по Л.С. Выготскому).

СИЛЬНЫЙ ХОД:

Судя по всему, в традициях воспитания элиты  XVIII-XIX веков были здравые зерна, я имею в виду гувернеров / гувернанток. Детей элиты (а до ХХ века, например, в России интеллектуальная элита была частью социальной) воспитывала не среда из сверстников, а гувернеры. Даже в Царскосельском лицее пушкинских времен на несколько десятков воспитанников приходилось в разы превосходящее их количество взрослого персонала: от педагогов до камердинеров и истопников. Вообще, ребенок сам где-то с 6 лет тянется ко взрослым вне семейного круга, лет до 10-12 - это попытка привлечь внимание / получить одобрение. И чем дальше, тем больше это идет в сторону перенимания эталонов, интересов, моделей поведения .

Из статистики по творческим личностям вытекает весьма частотный сценарий:  в силу тех или иных обстоятельств в жизни ребенка появляется взрослый, с которым выстраивается иной, чем с родными, контекст взаимодействия, а именно более “деловой”, более серьезный / уважительный. С родителями так не выходит. Через этот контекст ребенку передается другая модель поведения. Такое влияние не всегда положительно: к примеру, если этим взрослым стал соседский мальчишка, который на 4 года старше и вполне может “научить плохому”.

Положительное влияние происходит в том случае, если сходятся ряд факторов:

  • взрослый ведет себя с ребенком насколько это возможно уважительно и на равных, проявляет интерес;
  • ребенку демонстрируется ДЕЛО и его результат (в большинстве того, что просят сделать родители, кроме стереотипных “надо помогать”, “надо учиться” - ребенок смысла не видит);
  • ДЕЛО и результат относительно доступны для понимания ребенка, но при этом носят интеллектуальный характер (поэтому, перекладывание кирпичей с места на место, чистка снега, огороды и прочее - не подходят).

В общем, речь идет о формировании взрослой модели поведения по формуле ”у достойного человека должно быть ДЕЛО” и постановке правильных эталонов.

РЯД ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

  • Каких ошибок стоит избежать такому взрослому?
  • Какие Дела, в какой форме и в каких возрастных рамках демонстрировать ребенку?
  • Как в этой связи действовать родителям в XXI веке, особенно если у них нет ресурcов?

Продолжение следует...