«Коммерсант» пугает взлетом цен на топливо в наступившем году. Звучит вполне правдоподобно. И речь не только о плановом повышении акциза, с которым можно было бы и повременить, учитывая падение экономики и рост цен.
Проблема в классической истории – при падении рубля для нефтяников гораздо выгоднее экспортировать бензин, а не продавать его на внутреннем рынке. К этому стоит еще и прибавить снижение экспортной пошлины. В итоге с начала декабря бензин уже вырос на 8%.
Специально для этого был придуман механизм демпфера, который должен был сглаживать ситуацию, но что-то как обычно пошло не так.
Сейчас предложение бензина на внутреннем рынке неуклонно снижается. Например, за неделю с 21 по 25 декабря оно уменьшилось на 15%.
С тех пор выпуск бензина регулярно растет, а его количество на внутреннем рынке становится все меньше.
Нужно отметить, что цена на нефть поднялась сразу на 10 долларов, а вот курс рубля так и остался на прежнем уровне.
Чтобы нивелировать негативные последствия колебаний цены на нефть, был создан механизм демпфера. Суть его проста. Когда нефть дорожает и нефтяникам становится невыгодно продавать топливо в России, бюджет доплачивает им разницу. Когда мировая цена на нефть падает и продавать на внутреннем рынке по стабильным ценам становится выгодно, то нефтяники платят в бюджет.
Но сейчас параметры демпфера устарели. Они корректировались в последний раз в середине 2019 года. Сейчас цены внутреннего рынка каждый год индексируются на 5%, но по факту в рознице цены не растут даже на уровень официальной инфляции. За счет этого, нефтяники не получают адекватной компенсации и не имеют стимула продавать топливо на внутреннем рынке.
Таким образом, нам нужно готовиться к повышениям цены на бензин, скорее всего, она будет расти весь январь. Как это скажется на росте цен на продукты, которые пытаются тормозить искусственно – вопрос риторический.