Реальные истории, рассказанные разными поколениями учителей:
- Пришла работать в школу после института. Все отлично, с детьми наладила хороший контакт. Слушают меня и слушаются. Но был у меня пунктик: боялась неверно прочитать фамилию ученика. Наслушалась историй, когда учитель ошибался в произношении фамилии, а к ученику потом кличка цеплялась. Поэтому, знакомясь с очередным классом, очень внимательно про себя в журнале прочитывала фамилию и только потом произносила ее вслух. В одном классе оказался Прокофьев. И дернула меня нелегкая сказать, что у него очень знаменитая фамилия, что был такой известный композитор. Немного про этого композитора рассказала, вроде, все прошло душевно. Парень был польщен, как потом узнала, двоечник был еще тот. Так вот спустя несколько месяцев, о чем-то зашел в классе разговор, а Прокофьев и говорит: - Ой, не надо больше, Наталья Геннадьевна, у меня из-за вас и так кличка появилась. - Я в шоке, какая кличка, как из-за меня?! - А помните, говорит, вы про композитора рассказывали? - Ну, конечно, помню! - Так вот теперь меня все Композитором называют...
- Идет экзамен по истории. Перед комиссией сидит десятиклассник с не очень хорошей успеваемостью. Вопрос "Политика военного коммунизма". Сказать "плавает" неверно, скорее парень "тонет". Комиссия пытается изо всех сил его вытянуть. Один учитель задает вопрос: - Кто вообще придумал политику военного коммунизма? Чья это была идея? Парень беспомощно хлопает глазами, другой учитель беззвучно шепчет ему: - Ленин, Ленин. Парень, радостно свернув глазами, громко выдает: - Рерих! Комиссия легла))) Одна учительница самого почтенного возраста среди остальных глубокомысленно проговаривает: - Ну, знаете, даже то, что ему в принципе известна такая фамилия, уже делает ему некоторую честь!...
- Готовимся писать сочинение по картине. Перед написанием проговариваем с учениками на что нужно обратить внимание. Говорю, что если описываете, например, вратаря, то обязательно укажите, во что он одет. И начинаю для примера перечислять: - В пуловер, из-под которого выглядывает белый воротничок, шорты, кеды... Проверяю тетради. Один ученик тщательно перечисляет одежду вратаря. Выглядывающий белый воротничок, видимо, сильно ему запомнился, но получилось в итоге следующее: "...вратарь был одет в пуловер, шорты, из-под которых выглядывал белый воротничок..."
- В моей начинающей педпрактике был такой эпизод: спрашиваю на уроке учеников. Задаю очередной вопрос двоечнику, тот стоит, молчит. Хочу хоть что-нибудь из него вытянуть. Раскрываю учебник и показываю махонький абзац, где собственно ответ на мой вопрос. Читай, говорю, вот это. Бойко так прочитал, надо сказать, и радостно на меня смотрит. Ну и? - спрашиваю. В ответ непонимание в глазах. Повторяю вопрос и прошу ответить. Молчит. Я ему снова учебник, читай. Читает, результат тот же. Я ничего понять не могу. Но уже уперлась, хочу, чтобы он все-таки ответил. Думаю, ну вот же ответ, он же его читает! Почему ответить не может? Опять прошу прочитать и тут до меня доходит, что читает он механически. Для него буквы складываются в слова, но слова не несут информацию! Я не знала, что такое в принципе может быть. Обращаюсь к классу: - Всем самостоятельная работа, по таким-то вопросам, а мне надо с Колей некоторое время поработать. У Коли в глазах тоска, а я сажусь с ним рядом и говорю: - Читай. Он этот абзац прочитал, наверное, раз пятнадцать. А потом, после очередного прочтения, он так резко ко мне поворачивается и у него лицо такое... Как будто он чудо какое увидел! Я поняла, что слова для него стали не просто набор букв. Он ПОНЯЛ, ЧТО прочитал. Я улыбаюсь и повторяю ему вопрос, он отвечает. Сам! Может быть в первый раз в жизни. Тогда я подумала, что, наверное, уже не зря пожила на этом свете...