Найти тему
Афиша

Фильмы, которые обвиняли в призыве к насилию: «Джокер», «Хранители» и не только

Оглавление

Триумфатор прошлогоднего киносезона «Джокер» может похвастаться главным призом Венецианского кинофестиваля, однако у фильма появились и недоброжелатели, которые обвинили его в чрезмерной жестокости, пропаганде насилия и романтизации образа преступника. «Афиша» вспомнила еще несколько примеров шокирующих картин, которые призывали запрещать (и даже запрещали).

Изгоняющий дьявола

Warner Bros.
Warner Bros.

Классический триллер Уилльяма Фридкина про девочку, в которую вселился дьявол

Экранизация романа Уильяма Питера Блэтти, породившая несколько фильмов-продолжений о мистических практиках и борцах со злыми духами. Цензоры пришли в ужас от сцены мастурбации распятием, а также от того, что главной жертвой фильма была одержимая демоном девочка.

Заводной апельсин

Warner Bros.
Warner Bros.

Экранизация романа Энтони Берджесса и один из главных фильмов Стэнли Кубрика: шокирующая антиутопия про маньяка-эстета

Футуристический триллер про молодого английского преступника Алекса (Малкольм МакДауэлл), которого пытками отучали от насилия. Четыре номинации на «Оскар» и восемь на приз Британской киноакадемии — так, наверное, коротко можно охарактеризовать великий фильм Стэнли Кубрика по мотивам романа Энтони Берджесса, но проблема в том, что коротко не получится. И дело не только в том, что за картиной тянется скандальная нить (одни зрители писали режиссеру разгневанные письма, другие подражали зверствам главного героя Алекса и его банде отморозков — в итоге Стэнли Кубрик от греха подальше снял фильм с проката в Великобритании), а в том, что «Заводной апельсин» вместил в себя так много всего, что описанием на полторы тысячи знаков не отделаешься. Напомним, что это вызывающий, шокирующий, радикальный фильм был снят в пиковый период влияния Англии на мировую моду и поп-культуру (свингующий Лондон) и стал единственной картиной Кубрика о современном британском обществе. Как замечает киновед и исследователь творчества Кубрика Джеймс Нэрмор в своей монографии: «В отличие от «Стрейнджлава», «Заводной апельсин никак не может устроить левых, хотя и некоторые консерваторы отзывались о нем с негодованием. Он не только испытывает на прочность цензуру, но и выражает крайне пессимистичный взгляд на общество, построенное на инстинктивном, хищническом насилии и рационализированных, утилитарных формах принуждения».

Последнее танго в Париже

United Artists
United Artists

Скандальная эротическая драма с участием Марлона Брандо, Марии Шнайдер и куска масла

Потеряв жену, а с ней и смысл жизни, американец (Малон Брандо) неожиданно влюбляется в молодую француженку (Мария Шнайдер). Но любопытство, перерастающее в испуг, юной любовницы приводит эту неровную, тяжелую любовную связь к роковому концу. Редкий фильм, который раздевает всех — и актеров, и создателей, и зрителей. Общественность возмутила сцена анального изнасилования с применением куска масла в качестве лубриканта — а актриса Мария Шнайдер потом жаловалось, что это кино сломало ей карьеру и жизнь.

Сало, или 120 дней Содома

United Artists
United Artists

Действие романа де Сада в фильме Пазолини разворачивается в фашистской Италии

Экранизируя роман маркиза де Сада, Пазолини переносит действие в 1944-45-е годы, в фашистскую «республику Сало» на севере Италии, где группа лиц из высшего общества во главе с принцем унижает, издевается, мучает, пытает юношей и девушек, собранных для услаждения извращенной элиты, чувствующей свою погибель. Четыре месяца длится эта экзекуция. Для взрослых это последняя возможность удовлетворить свои низменные инстинкты, для молодых людей — расплата за свою юность и желание жить. Художественные достоинства картины Пазолини померкли в глазах зрителей перед невообразимым количеством пыток и насилия — картина была запрещена к показу сразу в нескольких странах.

Прирожденные убийцы

Warner Bros.
Warner Bros.

Культовая история любви двух отморозков

Мэллори и Микки, легендарные Бонни и Клайд, колесят по одноэтажной Америке и убивают всех, кто попадается им на пути. Они обожают друг друга и ненавидят все остальное человечество. После очередного убийства они всегда оставляют одного человека в живых, чтобы он смог рассказать всем, что здесь произошло и кто это сделал. После выхода фильма у его героев Мэллори и Микки появились подражатели, а теракт в школе «Колумбайн» связали с картиной, так как устроившие его стрелки оказались фанатами ленты Оливера Стоуна.

Хранители

Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures

Фильм о группе сумасшедших супергероев в альтернативной Америке середины 80-х — экранизация знаменитого комикса Алана Мура

Осенью 1985 года все ждут конца света. В телевизоре на лишние 10 лет засидевшийся в президентах Никсон грозит пальцем врагам США, по другому каналу Пэт Бьюкенен рассуждает о вероятности ядерной атаки со стороны вконец озверевших Советов. Тем временем в Нью-Йорке некто в черном выбрасывает из окна небоскреба атлетически сложенного пенсионера (Дин Морган), мирно выпивавшего себе под Нэта Кинга Коула. В разгромленной квартире жертвы кроме пластинок, бурбона и ностальгических фотокарточек все с тем же Никсоном обнаруживается секретный шкаф со спецоружием и маскарадный костюм из кевлара; а сам убитый оказывается цепным псом властей, приложившим руку чуть не ко всем ключевым мерзостям новейшей американской истории — от убийства Кеннеди до силового решения уотергейтского вопроса. Сумасшедший правый радикал, сам находящийся в розыске за пару внесудебных расправ и прячущий лицо под белой тряпкой с кляксой Роршаха (Джеки Эрл Хейли), пытается произошедшее расследовать, попутно восстанавливая историю давно прикрытого властями движения народных мстителей: как в конце 30-х несколько ребят из силовых структур решили поиграть в суперменов и заигрались, а в 60-е из-за глупой аварии один несчастный физик-ядерщик стал настоящим суперменом (правда, синим, голым и равнодушным) и как мир от всего этого фатально перекосило. В кинотеатре американского города Юджин, штат Орегон, зритель досмотрел фильм до середины и застрелился.

Темный рыцарь: Возрождение легенды

Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures

Последняя часть эпической трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене

Спустя восемь лет, прошедших с событий, описанных в «Темном рыцаре», Брюс Уэйн (Бейл) живет затворником, забаррикадировавшись в собственном поместье, — костюм пылится, бизнес в руинах, бэтмобиль прозябает в забвении. Но однажды ловкая горничная (Хэтэуэй) украдет из его спальни ожерелье матери, а потом изящно нахамит, молодой полицейский (Гордон-Левитт) произнесет пятиминутную речь о том, как тяжело живется в приюте, особенно если всегда хотел быть Бэтменом, а другого полицейского (Олдман) подстрелит в подземелье неизвестный тип в маске (Харди), и Уэйн поймет — пора. В 2012 году в штате Колорадо на премьере фильма мужчина в форме спецназовца открыл огонь по людям — об этих событиях рассказывает картина «Темная ночь» Тима Саттона, которая вышла в декабре 2016-го.

Джокер

Warner Bros.
Warner Bros.

Хоакин Феникс в серьезной драме про безумного шута Готэма

Режиссер трилогии «Мальчишник в Вегасе» Тодд Филлипс решил снять обособленную от остальной киновселенной DC криминальную драму про самого модного и главного врага Бэтмена — Джокера. 1980-е, в Готэме пытается дарить людям радость стендап-комик Артур Флек (Хоакин Феникс), но что-то идет не так — и вместо короля комедии город получает принца хаоса. В остальных ролях — Роберт Де Ниро, Зази Битз из «Атланты» и «Дэдпула-2», Фрэнсис Конрой из «Американской истории ужасов», а также Брайан Каллен в роли Томаса Уэйна — отца Темного рыцаря. Чтобы не повторилась ситуация с «Бэтменом», на первых показах нигилистического кинокомикса Тодда Филлипса в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе работали полицейские под прикрытием.

Охота

Universal Pictures
Universal Pictures

Сурвайвал-слешер про охоту левых на правых

Социальная сатира вперемешку с кровавым хоррором, рассказывающая про то, как леволиберальная американская элита решила устроить охоту на протрамповских реднеков. Фильму не повезло с повесткой: осенью прошлого года его сняли с проката после стрельбы националиста в супермаркете Walmart в Техасе, а затем — антифашиста в баре в Огайо. В США снова завязалась дискуссия о проблемах расизма и свободной продажи оружия, а Трамп накинулся на этот фильм и Голливуд у себя в твиттере, обвиняя его во всех смертных грехах. В итоге премьеру картины перенесли с 2019- го на 2020 год, она вышла в прокат (и сразу же на VOD) с дерзким слоганом «Самый обсуждаемый фильм года, который никто не видел» — и в этом есть доля правды. «Охота» такая же едкая, как черная комедия «Четыре льва», такая же жесткая, как боевик «Трудная мишень» и такая же непредсказуемая, как триллер «Красный штат». Правила игры тут меняются каждые пять минут, а главный протагонист появляется вообще на тридцатой. Режиссер — сериальный постановщик Крейг Цобель (хотя у него есть и полнометражки «Эксперимент «Повиновение» и «Z — значит Захария»), а один из сценаристов — Деймон Линделоф (сериалы «Лост», «Оставленные» и «Хранители»). В связи с этим здесь есть как свойственный Линделофу поросенок (причем в сюжетообразующей роли), так и несвойственная для него ирония (очень смешная, а не через губу, как у него обычно бывает). В общем, это дико захватывающее кино, которое ни в коем случае нельзя пропустить.