Ежи Новосельский вырос на стыке разных народов и религий. Свою православную духовность он воплотил в образах, в которых пытался соединить традиции Востока и Запада. На пике популярности его работы даже подделывались за границей.
Воспитан на стыке культур
Новосельский родился 7 января 1923 года в Кракове. В семье случилась большая трагедия — два старших брата Ежи умерли от скарлатины. Поэтому родители чрезмерно опекали младшего сына. Ему даже не разрешали играть с друзьями во дворе и заниматься спортом.
Важным фактором развития Ежи было воспитание в смешанной религиозной семье. Спустя годы художник признался, что принял двойное крещение. Это было связано с тем, что мать не разделяла религию мужа. Отец тайно водил сына на церковные службы и обучал старославянскому языку.
Семейная ситуация также повлияла на восприятие национальности художника. Новосельский, будучи взрослым, имел обыкновение говорить о себе:
«Я немного поляк, немного украинец, немного немец. Я чувствую себя наиболее связанным с польской культурой, потому что я существую здесь, но также и с украинской и русской. Я на самом деле трехъязычный».
В 16 лет Новосельский отправился в паломничество в монастырь в Почаевской Лавре — один из основных центров православного богослужения. Участие в богослужении настолько воодушевило его, что он принял решение стать православным.
Вторая Мировая Война
В сентябре 1939 года Ежи с семьей бежал от наступающих немецких войск во Львов. Спустя два года он окончил местный строительный техникум. Несмотря на тяжелые военные условия, он решил продолжить свое творческое увлечение и в 1940 году поступил на факультет декоративной живописи краковской школы профессионального искусства Kunstgewerbeschule.
Хотя школа находилась под контролем немецких оккупационных властей, польские профессора сохранили довоенную учебную программу.
Монастырь
После окончания курса в 1942 году он решил … стать православным монахом. Решение было продиктовано религиозными соображениями и риском попасть в число молодых людей, отправляемых на принудительные работы в Германию.
Ежи второй раз поехал в Почаевскую лавру. Он проводил большую часть дня в молитвах и изучении теологии. Через год живописец ушел из духовенства. Оказалось, что он не может выдерживать строгие правила религиозной жизни.
Война повлияла на отношение Ежи к религии. Особенно его напугала информация о Волынской резне и Холокосте. С кризисом веры он боролся в течение следующих десятилетий, а его искусство было, как неоднократно отмечал сам автор, отражением борьбы ангела с демоном в сердце человека.
Краковский период
В 1943 году Новосельский вернулся из Львова в Краков. Он возобновил прежние связи и включился в подпольную творческую жизнь оккупированного города. Он присоединился к андерграундной арт-группе, основанной Тадеушем Кантором. В условиях конспирации молодые художники устраивали выставки и театральные постановки.
Именно тогда на живописный талант Новосельского обратила внимание более широкая аудитория, в том числе и сам Кантор. В 1944 году Новосельский продал свою первую картину за 200 злотых, что в условиях войны было немало.
В 1945 году поступил в Академию художеств в Кракове.
«Однако учился я недолго. Через полтора года я бросил учебу. Я стал самоучкой», — вспоминал Ежи Новосельский. Диплом получил лишь в 1961 году, сдав экзамены экстерном.
В 1962 году Ежи Новосельский начал преподавательскую деятельность в краковской Академии художеств. В 1976 году получил профессорское звание и продолжал работу вплоть до 1993 года.
Периоды творчества
К самым ранним работам Новосельского относятся созданные в первой половине 40-х годов женские обнаженные натуры: как эмоциональные, в духе Модильяни («Натурщица на фоне пейзажа», 1940) и Хаима Сутина, так и многочисленные, по выражению Эдварда Экера, «полные византийской серьезности» портреты («Портрет жены художника», 1945).
В последующие периоды своего творчества Новосельский многократно упоминал о мужском восхищении женским телом, эротических мечтах и фантазиях (в отношении своих работ он предпочитал термин «эротический фигуратизм»).
В 50-е годы Еж Новосельский создал своего рода интимный альбом, в который вошла серия живописных и графических композиций садомазохистского свойства (где мужской садизм сочетается с женским мазохизмом). На них изображены обнаженные девушки, порой в невероятных позах, связанные веревками («Экзекуция», 1949).
По своей атмосфере эти композиции предвосхищают некоторые мотивы, которые художник будет развивать в своем более позднем творчестве, в особенности в своей «спортивной» серии.
Тут следует заметить, что «внешность» в творчестве Новосельского претерпевала изменения: от попеременно округлых и угловатых девушек (40-е годы) и крепких работниц (50-е годы) до стройных «гимнасток» и иератических «негритянок».
Об этих и схожих с ними произведениях Кантор сказал так:
«Новосельскому были присущи зачатки византийской ностальгии. Тем не менее, его обнаженные натуры были проявлением садизма, а яблоки и груши в натюрмортах выглядели так, словно бы остались после помпейской катастрофы».
Успешный художник
Талант художника оценен за рубежом — он организует свои выставки не только в Лодзи, Варшаве и Кракове, но и в Венеции, Сан-Паулу, Лондоне, Париже и Вене. Его картины в 1970-1980-х годах стали настолько популярными, что их очень часто подделывали.
Новосельский представлял Польшу на Биеннале в Венеции (1956) и в Сан-Паулу (1959). В 1960 году его картина «Виолончелист» была отобрана для участия в конкурсе на получение премии Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке (награду получил Эугениуш Эйбиш).
В 1996 году вместе со своей женой он основал Фонд Новосельского, целью которого является поддержка польской культуры и предоставление стипендий талантливым художникам.
Ежи Новосельский умер 21 февраля 2011 года от тяжелой болезни и похоронен на Раковицком кладбище в Кракове.
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Ежи Новосельский.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!