Найти тему
Начиная всё сначала

Почему школьники не любят английский язык и может ли учитель исправить ситуацию в одиночку

Перво-наперво стоит сказать, что школьники не любят мой предмет. Да, я учитель английского языка. Преподаю в двух школах - одна в районном центре на 300-400 учеников, другая маленькая деревенская на 25 учеников. Школы такие разные, но объединяет их сильная нелюбовь к моему предмету у учеников.

Честно говоря, я рассчитывал на несколько другие впечатления от работы, возвращаясь к преподаванию после пятилетнего перерыва... Раньше тоже было не сахар, но было проще и спокойнее. Вроде бы всего пять лет прошло, а изменений очень много.

Учеников в их отношении к английскому даже можно понять — частые смены учителей (никто не хочет работать в школе, а кто хочет - пробуют и вскоре уже не хотят) и громоздкая учебная программа отобьют желание учиться у каждого и создадут определённые предубеждения по поводу предмета. Да и просто нет времени чтобы создать эту пресловутую любовь к предмету, так как уже начиная со второго класса ученик за один урок должен:

  • Учить слова;
  • Учить буквы;
  • Учить транскрипции;
  • Учиться читать;
  • Учиться слушать и говорить.

И это всё за один урок! Второклассник, который пешком под стол ходит и по-русски ещё писать не может! Не удивительно, что ученики ещё с самой ранней начальной школы английский язык просто ненавидят.

В сети масса фото, где дети обожают английский язык. На деле же всё несколько иначе, хотя мальчик очень милый и заряжает позитивом. Источник elearningindustry.com
В сети масса фото, где дети обожают английский язык. На деле же всё несколько иначе, хотя мальчик очень милый и заряжает позитивом. Источник elearningindustry.com

Но на любовь я не претендую и моей целью было дать ученикам знания, по возможности устранив негатив к моему предмету. Схема была проста как дважды два и пословица про пруд и рыбку. Если ты ученик, то ты:

  1. Хорошо изучаешь материал;
  2. Получаешь заслуженные хорошие оценки;
  3. Внезапно осознаёшь, что предмет не такой страшный, если его учить;

Разумеется, я не открыл Америку, просто обращал особое внимание на то, что если стараться и прикладывать усилия, то можно добиться определённых результатов. Разумеется, применимо это не только к урокам английского языка.

Понимаю, можно было придумать что-то намного лучше и оригинальнее, но я лишь второй год работаю в школе и пытался изменить ситуацию исходя из своих скромных знаний и опыта.

Я думаю, что мне за осень и декабрь удалось добиться приемлемого результата и в новый 2021 год я смотрел если не с позитивом и надеждой, то явно без опаски.

Зря.

Возможно это бесчеловечно, но было дано домашнее задание на зимние каникулы. Всем хочется отдыхать и пускать фейерверки, но английский язык это очень сложный предмет, который требует систематической ежедневной работы. Да, это предмет, по которому нужно старательно учиться. Пропустишь одну или две темы и негативные последствия будут вплоть до 11 класса. Тут просто нельзя расслабляться, даже если очень хочется. Не я такой злой и противный, просто программа построена так, что там практически нет повторения ранее пройденного материала. Только вперёд!

Да, школьная программа по английскому языку излишне усложнена, но грустить по этому поводу уже нет смысла. Если выдали учебники, то значит надо по ним работать и как-то закончить этот учебный год.

И чтобы ученики подтянули хвосты и не забыли ранее изученное, было задано пресловутое домашнее задание. Правила повторить, слова выучить. Ничего экстраординарного и такого, чего ученики не делали раньше.

И что бы вы думали, первый урок в новом 2021 году можно смело назвать «днём позора», потому что или не сделали, или сделали очень и очень плохо. А то, что было выучено в прошлом году — благополучно забыто. И опять то тут, то там, заиграла старая песня — «мне английский не нужен» и «ненавижу английский».

Примерно такой была реакция учеников, когда я начал спрашивать их по домашнему заданию. Источник chgtrk.ru
Примерно такой была реакция учеников, когда я начал спрашивать их по домашнему заданию. Источник chgtrk.ru

Конечно, я был недоволен и хотел устроить ученикам «разнос», но удержался. Я понял, что забыл одну очень важную вещь. Я совершенно забыл, что ученики всего лишь дети, а пересилить себя на каникулах и взяться за учебники могут лишь единицы. Это я, взрослый, понимаю всю серьёзность ситуации, но разве понимают это школьники начальной и средней школы? А где, например, были родители учеников?

Я не стал устраивать жестоких репрессий и за неделю-две всё снова пришло в норму. Всё в порядке, живём и работаем дальше. Разве что в голове появилась мысль, что мне, как учителю, не стоит брать на себя слишком многого — если английский язык ученики ненавидят, то беспокоиться об этом нужно не только мне, но и авторам учебников и чиновникам в Москве. Если им всем всё равно, то почему за всех должен переживать один лишь я?

Всё изначально идёт от программы, концепции и места предмета в школьном образовании, и если они плохие, то не стоит удивляться, если ученикам это не нравится. Всё просто.

Вот такая вот спорная и неоднозначная тема. Делитесь своим мнением, я был бы рад узнать как обстоят дела с английским языком в других школах.

Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!

  • Статья, посвящённая вопросу целесообразности изучения английского языка со 2 класса