Найти тему
Сентябрина

Уроки эстетики в обычной школе. Можно ли наладить доверительный диалог с подростками? История из далёкого прошлого.

Мальчики и девочки, то есть подростки , - заложники нынешней пропаганды секса. На экранах телевизоров, в телефонах, в рекламе.

Как сказал один мой очень успешный знакомый :

  • Секс всегда продаётся.

И это правда. Легче всего получить деньги на основном инстинкте. Инстинкте продолжения рода.

Если не заниматься проблемами психики подростков в то время, когда они обнаруживают в себе сексуальные желания, последствия не заставят себя ждать. Потому что в глаза и уши детей нагло лезет пропаганда разнузданности. Которую продавцы секса пытаются выдавать за свободу самовыражения.

Я расскажу одну небольшую историю. Про обычную школу. В обычном городке.

Давненько это происходило. В советские времена.

Молодежи ВСЕГДА хотелось и будет хотеться общаться. Между собой. И с взрослыми тоже. С доброжелательными взрослыми. Для которых тема любви не закрыта.

Доброжелательный взрослый умеет объяснять, в чем разница между любовью и похотью.

Доброжелательный взрослый тему не закрывает. Он переводит напряжение , которое возникает у подростков , в нужное русло и помогает им относится с уважением друг ко другу.

Жила - была учительница. Которая основала в школе, в которой работала, факультатив. Назвала его : факультатив эстетики. Факультатив провели по бухгалтерской сетке , а учительница получила пять рублей к ежемесячной зарплате.

Она пригласила старшеклассников... учиться танцевать вальс.

На первое занятие к ней пришли пять девочек и Петька. Петька имел высокое мнение о себе , но почему - то не имел внимание от противоположного пола.

Учительницу такой состав нисколько не разочаровал. Она начала учить танцевать вальс тех, кто пришел.

Учеба эта не была похожа на кружок танцев. Движения разучивались самые простые. Но между делом налаживалось общение. Очень доброжелательное.

Петька вообще ошалел от счастья , когда ему со всей серьёзностью объясняли, как правильно удерживать девочку за талию. А девочки при этом никак не комментировали его неумелые попытки сделать обычные шаги вальса - Раз , два, три..раз, два , три..

Почему - то никто не превозносился .

Занятия проходили в актовом зале. Двери зала были стеклянные. Поэтому каждый проходящий мимо , от учителей до учеников , мог увидеть , что происходит на факультативе , и услышать музыку.

Мелодию учительница подобрала с учетом музыкальных интересов подростков. Потому что ритм " раз , два , три " , то есть ритм вальса , использовали и современные музыканты. Тогда это был оркестр Поля Мориа.

На второе занятие количество пришедших подростков увеличилось. Но мальчики по - прежнему были в меньшинстве.

В перерывах между занятиями учительница рассказывала подросткам о разных странах , об обычаях, о красоте мира .. Рассказчик , надо сказать, она была .. Подростки слушали истории, раскрыв рот. Вернее, рты.

Немного рассказывала о культуре европейского вальса. Про реверансы , про поклоны, про подавание руки.

Для примера выводила пару мальчик - девочка и показывала, как это должно выглядеть.

Поскольку атмосфера складывалась доверительная , остальные подростки уже не стеснялись :

  • А дайте я попробую!

Понемногу факультатив разросся , и поэтому из актового зала подростки переместились в зал побольше. А во время перерывов ( репертуар танцев уже расширился до пяти) занимали уже целый класс. Руководство школы не возражало предоставить помещение.

Мальчиков в факультативе стало больше , чем девочек.

Подать пальто девочке или протянуть руку для помощи больше не было для мальчиков проблемой.

И девочки, и мальчики научились общаться вне рамок сексуального подтекста. На уровне дружеского участия в едином творческом процессе. А романтический настрой почему - то никуда не делся тоже.

Темы для разговоров учительница находила разнообразные , в том числе, и темы взаимоотношений между полами. Почему - то сексуальные подробности никого остро не интересовали. Наверное, потому что они сами собой отошли на второй план.

Это было пространство безопасности. Для личности подростка. Не важно , мальчика или девочки.

Я не знаю, как было у вас на школьных вечерах. Но в этой школе страшно было выйти танцевать первой паре. Поэтому подростки долго подпирали стенки. Либо втихаря сбегали "принять " что нибудь горячительное.

И теряли время редких праздничных вечеров.

Факультатив начал своё существование в сентябре, а к новогоднему вечеру, как только зазвучали первые звуки музыки, пятнадцать пар вышли на середину спортивного зала, в котором обычно наряжали большую ёлку.

Ничего не было спланировано. Просто детям больше не нужно было преодолевать внутренний зажим.

На глазах у всей школы, вышли уверенные, владеющие своими движениями красивые люди.

А красивые люди вдохновляют. И дают понять, что жить в этом непростом возрасте хорошо! Просто замечательно!

По сравнению с тем временем, количество разговоров выросло, а подростковый зажим , как я погляжу , остаётся. На мой взгляд,  из - за неумения общаться между собой. И приобретает  в итоге чудовищные формы.
По сравнению с тем временем, количество разговоров выросло, а подростковый зажим , как я погляжу , остаётся. На мой взгляд, из - за неумения общаться между собой. И приобретает в итоге чудовищные формы.

На ком ответственность? На взрослых. Наши дети не с Марса свалились. Они - это наше зеркало. Чтобы общаться, нужно учиться . А учиться нужно захотеть. Если мне и вам, надеюсь, не всё равно.