Найти тему

Как монах Серафим в Сарове преподобным стал. Часть 2-ая.

Продолжение. Нажмите здесь, чтобы прочитать начало.

Пламенея любовью к Богу, избрал он новый подвиг — молчальничество, прося Бога: «Положи, Господи, хранение устам моим». Этот подвиг состоит не во внешнем только молчании и воздержании языка от слова, а в отречении от всех житейских помыслов, полной сосредоточенности в Боге, во всеце­лом погружении ума в Божественное, в чистейшем посвящении всех мыс­лей и чувств одному Господу. Здесь он более подражал Антонию Великому и Иоанну Молчальнику. Ни с кем не говорил, при встречах падал ниц, молчал устами, молчал и в разуме. И враг не успевал ничего к потаённому сердцу человека. Более двух лет по кончине отца Исаии преподобный Серафим был в дальней пустыньке в молчании, по учению евангельскому: Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолись Отцу своему (Мф. 6,6).

Почили столпы и духовные отцы Пахомий, Исаия, Иосиф, которые лю­били преподобного Серафима. Заметилось после них недоверие и подозри­тельность.

Преподобный по требованию настоятеля покинул пустыньку и 8 мая 1810 года, после 15 лет пребывания в пустыне, пришёл в монастырь и сразу же ушёл в затвор в свою келию 5 квадратных аршин с двумя окнами, где были одна икона, обрубок пня, кучка дров перед печкой. Пять лет он был в затво­ре. Никому не открывал дверь, даже епархиальному архиерею Тамбовскому Ионе. Пища в затворе — толокно и белая рубленая капуста, питье — вода. Однажды пять дней молился преподобный Серафим и видел славу святых: Предтечи, Апостолов, вселенских учителей, преподобных и мучеников, сияю­щих в неизреченной славе и радости, каких око не видело, ухо не слышало и на помышление человеку не приходило. «Если бы ты знал, — говорил препо­добный, — какая сладость ожидает душу праведного на Небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения, клевету с благодарением. Если бы самая эта келия наша была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это согласиться, чтобы не лишиться той небесной радости, какую уго­товал Бог любящим Его». При созерцании он часто изменялся видом: лицо изменялось, оно издавало чудный свет и просвещалось до того, что невоз­можно было смотреть на него, во всем лице — радость и восторг; и был он как земной Ангел и небесный человек. Он во время молчания как будто что-то видел — созерцал умом с умилением и слушал что-то с изумлением. Лицо его было необыкновенно: сквозь кожу у него проникал благодатный свет, в глазах было спокойствие и особенный душевный восторг. В келии его приобщали по воскресеньям и ежедневно приносили антидор.

Пять лет проведя в строгом затворе, преподобный еще 4-5 лет держал затвор с послаблением: дверь была открыта, но бесед он не вёл. И вот Цари­ца Небесная явилась ему с преподобным Онуфрием Великим и Петром Афон­ским и велела затворнику принимать посетителей и давать им наставления. Теперь с ранней литургии до 8 часов вечера ежедневно приходили к нему.

25 ноября 1825 года, в день святых Климента и Петра Александрий­ских, Богоматерь в видении разрешила преподобному Серафиму оставить затвор и посещать пустыньку. Когда преподобный впервые пошёл к дальней пустыньке, он вблизи Богословского источника увидел Богородицу с апо­столами. Божия Матерь ударила жезлом в землю так, что исшёл из земли фонтаном источник свежей воды. Это место, где стояли пречистые стопы ног Царицы Небесной и явился чудесно изведенный Ею источник, означено на память будущих родов выкопанным тут колодцем, который известен под именем источника, или колодца, преподобного Серафима. Вода его обладает свойством никогда нс портиться, хотя бы она стояла несколько лет в закупо­ренных сосудах, а для больных, употребляющих её для питья и для омовения, служит средством исцеления.

«Я молился, — говорит преподобный, - чтобы вода в колодце была целительной от болезней. И Сама Богоматерь обещала дать Свое благословение водам этого изведенного Ею источника».

Из-за бо­лезни ног он не мог посещать часто дальнюю пустыньку и избрал место бли­же — верстах в двух от монастыря, у Богословского родника. На краю горы поставил домик без окон и дверей высотой и длиной в сажень, а шириной в два аршина. Вблизи был и изведенный Богородицей источник — колодец отца Серафима. В 1827 году вблизи поставили более удобную келию у род­ника. Спал, как придётся: то сидя, то на полу, то на поленьях. Зажигал свечи и лампады за поминовение посещавших его. Молился преподобный за всех православных христиан, живых и усопших.

Преподобный стал на путь старчества, которое как бы стало завершени­ем долголетнего подвижничества, общественном служением ищущим спа­сения. Ум его стал прозорливым, имел дар духовного рассуждения. Народу к преподобному приходило в иные праздники до пяти тысяч. Шли и учёные, и простые, и богатые, и бедные. Он был со всеми ласков, кроток и не всем от­крывал свои дарования. Всех принимал с лаской и любовью, иных целовал, благодарил за посещение; преподобный был всегда весел, хотя иногда говорил при гробе. Лицо его имело ангельский вид, в глазах — тихое сияние, «целое от­кровение любви». Его не видели печальным или унывающим. Он всех называл словами «батюшка мой, матушка моя, радость моя». Словом любви и кротости пробуждал совесть. Цель его прозорливых внушений и действий — пробудить голос совести у приходивших, вызвать у них раскаяние в грехах, сердечное сокрушение, желание перемены к лучшему. Являл он людям плод опытного познания духовного, а не научного. И приходили к нему и знатные люди, и бедные крестьяне. Старец учил, что цель жизни — стяжание Духа Божьего через любовь и молитву, особенно молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного).

«Ходя и сидя, делая что-то и в церкви стоя, входя и исходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С таким призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты душевной и телесной, вселится в тебя Святой Дух — источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте. Очень важно посещать храм Божий и ум хранить от рассеяния».

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. С 1831 года преподобный многим предвозвещал о предстояв­шем голоде, и по его совету в Саровской обители сделали запас хлеба на шесть лет, вследствие чего спаслись от голода.

Преподобный Серафим заметно стал слабеть и говорил многим о близкой кончине. В то время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Отец Серафим сам отмерил себе сбоку алтаря Успенского собора могилу и на вопрос брата: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?» — ответил: «Потому что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, по­тому что благодать и помощь Божия верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки (Евр. 13,8)». Эта глубокая и святая истина, которую отец Серафим уразумел из опыта собственной жизни, была, так сказать, за­ключительным словом его уст и печатью его подвигов.

14 января 1833 года по новому стилю преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасай­тесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 15 января келей­ник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра, направляясь в церковь, почувствовал запах гари, исходившей из келии преподобного. В келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Ког­да двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподоб­ный стоял на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложен­ными крестообразно руками, с медным распятием, но уже бездыханный.

Желая дать возможность почитателям проститься с преподобным, ле­жащим уже во гробе, восемь суток оставляли почившего непогребенным. Он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жи­телей из окрестных мест и соседних губерний.

В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня. У раки с его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеле­ния.

В 1903 году Святейший Синод Российской Православной Церк­ви решил:

«Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прослав­ленных, а всечестные останки его — святыми мощами».

Святой преподобный Серафим Саровский, моли Бога о нас.