Большие супермаркеты являются тем местом, где покупателя могут попытаться обмануть. Этому способствуют большое количество людей, длинные очереди и, как следствие, суета у касс.
Здесь будут рассмотрены лишь некоторые способы обмана при оплате покупок.
1. Если покупатель отвлекся, ему могут «пробить» лишнюю покупку. Например, при покупке нескольких одинаковых бутылок пива, кассир сканирует одну и ту же бутылку несколько раз по их количеству. При этом может «пробить» на одну бутылку больше.
Если сразу у кассы не обнаружить обман, доказать потом что-либо будет практически невозможно. Поэтому сверяйте товары по чеку, не отходя далеко от кассы.
2. Более дорогая покупка.
Иногда штрихкод товара не распознается сканером. Тогда кассир вводит код товара вручную. При этом вполне может ввести более дорогой товар.
Если покупок много, покупатель может не обратить на это внимания при изучении чека. А многие мужчины вообще не забирают кассовый чек. Этим и пользуются предприимчивые кассиры.
На многие товары время от времени делают скидку. Информация об этом пишется на ценнике. Человек покупает товар, не подозревая, что ему его «пробили» по старой, более высокой цене. Эта ситуация возникает очень часто. Не всегда это обман. Бывает, это оплошность менеджера, который забыл ввести в компьютер новую цену. Или время скидки прошло, а ценник не поменяли.
В любом случае, вы покупаете товар по той цене, которая указана на ценнике. Остальное – не ваша проблема.
3. Еще могут добавить в чек лишний товар.
Его заранее сканируют, затем добавляют в ваши покупки. Если вовремя не выяснить это, потом ничего не докажете.
Вам могут недодать сдачу, посчитав два раза одну и ту же купюру. В суматохе длинной очереди человек машинально засовывает деньги в кошелек, не удосужившись пересчитать их.
4. Ещё один способ обмана необходимо рассмотреть особо. Потому что вас попытаются обвинить в воровстве. Здесь имеется сговор кассира с охранниками магазина.
Суть в том, что вам намеренно не «пробьют» одну из покупок, например, закрыв пальцем штрихкод. Затем, на выходе из магазина, вас остановит охранник и попросит предъявить чек и пакет с покупками для сверки.
Непросканированного товара, естественно, в чеке нет, поэтому вам предложат пройти в комнату охраны. Там вам объявят, что отсутствие товара в чеке однозначно доказывает, что вы его украли, что сейчас вызовут полицию, составят протокол, и что вам грозит реальный срок по уголовному делу о краже.
Человек при этом испытывает шок, впадает в состояние ступора и перестает адекватно соображать. Видя это, вам предложат решить вопрос на месте, оплатив, к примеру, десятикратную стоимость товара.
Как не попасться на эту уловку?
Во первых, не паниковать. Ни в какую комнату охраны для разбирательства вы идти не обязаны. Предложите охраннику вместе подойти к кассиру, который вас обслуживал. Объясните ситуацию. Если кассир заявит, что ничего не помнит, потребуйте вызвать начальника охраны и администратора магазина.
При этом заявите, что сейчас сами вызовите наряд полиции. Что будете требовать в присутствии полицейских просмотра видео с видеокамер, контролирующих данную кассу. Кстати, современные кассы оснащены интеллектуальной программной системой, которая отслеживает весь товар, проходящий через кассу с видеофиксацией его. Дайте понять, что вы знаете это.
После этого, наверняка, инцидент будет исчерпан, кассир «вспомнит», что от усталости просто «забыл» просканировать ваш товар, и вас с извинениями отпустят. Ну а если ничего не подействует, вызывайте полицию сами, ведь вы правы.
Во вторых. Охранник не имеет права требовать от вас кассовый чек и досматривать ваши сумки, а также производить обыск.
Он может только попросить вас об этом. И уж тем более не имеет права «тащить» вас в комнату охраны. Кстати, вы вообще не обязаны забирать чек с кассы.
Охранник может задержать покупателя только до приезда полиции, если у него есть весомые основания для этого. Какие это основания? Например, если охранник лично увидел, как покупатель положил в карман какую-то вещь с полки магазина и не оплатил ее на кассе. При этом сей факт должен быть подтвержден либо свидетелями, либо зафиксирован камерой видеонаблюдения.
Или если сработала магнитная рамка. Вообще, задержать - значит препятствовать выходу из магазина, а не «тащить», помимо воли, человека в комнату охраны для обыска.
Применять физическую силу охранник имеет право, если покупателя обоснованно задерживают до приезда полиции, а тот пытается покинуть магазин или набрасывается на него с кулаками. Или для пресечения преступления. За необоснованное применение силы охраннику грозит наказание вплоть до уголовного.
Так же, в случае неправомерных действий охранника, разрешено производить видеосъемку с его участием. Просто так, без оснований, снимать на видео охранника без его согласия нельзя.
Подробнее о правах и обязанностях сотрудников частных охранных предприятий, а также об ответственности за превышении их полномочий можно ознакомиться в следующих документах: Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также Статья 203 УК РФ.
Как не стать жертвой обмана?
Здесь главное - внимательность. Не отвлекайтесь при оформлении ваших покупок на кассе. Следите за действиями кассира. Всегда забирайте кассовый чек. Не провоцируйте охранников.
При входе в торговый зал оставляйте ваши сумки в закрывающихся ячейках для хранения, взяв с собой все ценное.
Если возник конфликт, главное, не паникуйте и не теряйте самообладания. Ведите себя уверенно. Сведения, предоставленные в этой статье, добавят вам уверенности в себе. И тогда вы не станете жертвой обмана.