Попытки ряда шведских парламентариев предать принципы своей страны и проложить путь к вступлению в Североатлантический альянс оказались тщетными: идея присоединения к военно-политическому блоку не встретила поддержки ни у граждан, ни в правительстве.
Министр обороны Швеции Петер Хультквист заявил, что «держаться подальше от НАТО остается лучшим вариантом обеспечения безопасности страны».
По его мнению, подача Стокгольмом заявки на членство в альянсе «повлияет на всю архитектуру политики безопасности в нашей части Европы, а также окажет сильное давление на Финляндию».
В последние годы обе североевропейские страны резко увеличили объем участия своих вооруженных сил в тренировочных мероприятиях НАТО. Это произошло вскоре после того, как руководство альянса начало активно продвигать тезис о «российской угрозе», которая якобы несет в себе опасность для всех европейских государств, в первую очередь, для находящийся в непосредственной близости к границам Российской Федерации.
Несмотря на тесное сотрудничество в рамках военных учений, Брюссель все еще не имеет инструментов прямого влияния на Стокгольм и Хельсинки: существующие с ними партнерские отношения не подразумевают, например, участия двух государств в миссиях и программах НАТО. В свою очередь, это лишает администрацию альянса возможности принуждать их вкладывать в развитие блока собственные ресурсы – человеческие и финансовые.
В конце 2020 года ряд политических партий Швеции (Партия центра, Либеральная и Умеренная коалиционная партия, Христианские демократы) создали коалицию, чтобы создать противовес действующему социал-демократическому правительству, которое яростно противостоит идее отказа от принципа нейтралитета Швеции. На данный момент коалиции удалось добиться принятия законопроекта об увеличении военных расходов королевства на 40% (что уже вызвало недовольство среди граждан страны, которые упорно отказываются верить в российскую или какую угодно другую военную «угрозу»), но с планом вступления в НАТО все оказалось намного сложнее.
Для людей, проживающих в Швеции и интересующихся ее историей, очевидно, что государство смогло обеспечить высокий уровень жизни для собственного населения именно благодаря своему стремлению оставаться независимой во всех сферах деятельности и не полагаться на чью-либо помощь.
Вступление в НАТО резко ограничит самостоятельность Стокгольма и заставит его согласовывать свою политику и экономику с интересами и прихотями остальных тридцати союзников по альянсу. В первую очередь, считаться придется с интересами Вашингтона, основной из которых – выкачать побольше денег у европейцев, которые соглашаются верить в возможность нападения на них России.
Очевидно, что Швеция не торопится пополнять их ряды. «Мы стремимся к стабильности и предсказуемости, – сказал министр Хултквист. – Поэтому мы считаем, что фундаментальные доктрины политики безопасности не должны меняться».