Найти тему
Andrew L. Grey

Правильный звук. Технические моменты и подробности. Part.8.

Приветствую всех интересующихся! С Новым годом и Рождеством! Всем счастья и здоровья!

По мере возрастания количества моих читателей, начали появляться всяческие вопросы у ПРОФЕССИОНАЛОВ от АУДИО. Например один из таких "ПРОФИ" затребовал от вашего покорного слуги полных и задокументированных сертифицированными специалистами и только из сертифицированной лаборатории документов с данными об Амплитудно - частотных характеристиках наших АС, а по - другому, мол не поверю, что они еще и играют. Без этих, вишь ты, графиков все туфта и лакированные шкатулки для милых барышень (смотрите в комментариях к части 3). Короче, ага, "опись, протокол, сдал, принял, отпечатки пальцев" - как говорил один старшой лэйтенант, ага, из одной старинной комедии, у которого ус отклеился!

Да вот только этот "ПРОФИ" то ли читает плохо, то ли так гордится своим профессионализмом, что глаза застит, не заметил, что описываемые Акустические Системы были изготовлены 12 (двенадцать) и более лет назад, и все они обрели своих хозяев, и я уже не имею возможности их тестировать!

По этим трем изделиям точно не помню их характеристик, которые выдавала программа настройки, да и не протоколировал я их! Эти АС были изготовлены 16 лет назад! И потом, я же не знал, что мне придется отчитываться у "ПРОФИ"!

Здесь уже более поздние твитеры - пули и экспериментальные ширики.
Здесь уже более поздние твитеры - пули и экспериментальные ширики.

Эти АС, которые остались у меня в использовании, я тестировал со своим другом, Профессионалом, бывшим зав лабораторией Акустических Систем и бытовой Электроники Казанского завода "Радиоприбор", который когда - то выпускал легендарные комплекты "Электроника Б1 - 01" и прочая!

Тесты и настройка проводились на дому, при помощи программы Bass Box Pro 6, на тот момент самой продвинутой (2005 год) и капсюльного Зена (Sennheiser) на виброразвязке (спец стойка). Результирующую АЧХ не "протоколировали", но была она достаточно ровной, с небольшим бугорком в районе 50 - 60 Гц (+10 дБ) примерно, что исправлять не стали, видимо это подыгрывала двадцати метровая комната. Остальная неравномерность укладывалась в Аудиофильские плюс - минус 6 дБ. Эффективный частотный диапазон у этих АС получился: 27 - 35 000 Гц (-6дБ), чуйка: 89 дБ /Ватт/ метр, что и ожидалось, исходя из технических характеристик головок.

А вот этих монстров я уже возил в подвал "Радиоприбора" в безэховую камеру на настройку. Хоть и было с ними много возни ( вес одной в сборе порядка 110 кг!). И здесь протокола настройки не было, потому что не требовалось и делалось все частным порядком (перед тем как эту лабораторию сократили). Программа, которой там пользовались - это TAD Audio Pro (Technical Audio Devices для тех кто не знает), с помощью двух древних динамических Нейманов (Neumann), аппаратного генератора ЗЧ и древнего, но точного осциллографа. Было интересно!

Результаты настройки и измерений были следующими: Эффективный рабочий диапазон: 20 - 20 000 Гц (- 10 дБ), чувства - 102 дБ/Ватт/метр, суммарная подводимая мощность - 380 Ватт. АЧХ получилась настолько ровной (правда после переделки фильтров на две с половиной полосы в СЧ - ВЧ, вместо двухполосной изначально), что решено было назвать их "Стейнвей" в честь знаменитого бренда. И опять же, это происходило 15 лет назад!

2006 год.Сестренки вместе на показе. Единственные три дня вместе.
2006 год.Сестренки вместе на показе. Единственные три дня вместе.

Хочется отметить, что корпуса наших АС были спроектированы и собраны таким образом, что никакие паразитные колебания или стоячие волны, а так же резонансы им были не страшны. Это были абсолютно инертные корпуса. Если кто то знает, как оценить жесткость корпуса колонок с первого раза: по ним просто нужно постучать костяшками пальцев и если корпус отзывается звонким гулом - эти колонки будут "звенеть и гудеть" при воспроизведении музыки. Наши колонки простучать просто не удастся, потому что они имеют очень жесткую конструкцию, на уровне монолитного камня!

-6

На этом фото наглядно показано насколько серьезен был наш подход к жесткости конструкций (толщ стенок 35 мм), три слоя материалов разной плотности, не учитывая распорок внутри и демпфирующего материала!

Все остальные АС так же проходили настроечные тесты, но только не настолько серьезно, как "Стейнвеи". Они уже настраивались и тестировались или в домашних условиях, или на местах установки и инсталляции. И только для того, чтобы достоверно указать их технические характеристики.

-7

На настройку и тестирование я приглашал всегда своего друга Профессионала с седьмого завода и мы с ним потихоньку "разбирались" с моими "музыкальными шкатулками", доводя их и без того нехилое звучание до Аудиофильского минимума ( а может и максимума), все зависело от модели. В последние десять лет мой друг начал использовать спец. программу для настройки акустики - это FOSTEX Audio Assistens Pro. Программа настолько емкая, что под нее он отдал серьезный ноутбук. Ну и для всяких там Свип - тонов и прочего мы используем КД "Аудио - доктор FCQ" 5 и SACD "Audio - Tuned Bild", записанный на золотой амальгаме, от SONY Music Ltd.

В основном мы используем тестовый Супер Аудио Компакт Диск, потому что у меня стоит неплохая читалка для них DENON DVD - 5900 EE.

Кубик - субик, с нижней границей в 18 Гц! Требует 500 ваттного усиления и тогда соседям капец! можно и в машину, но в багажник не влезет!
Кубик - субик, с нижней границей в 18 Гц! Требует 500 ваттного усиления и тогда соседям капец! можно и в машину, но в багажник не влезет!

Резюмируя все вышенаписанное, могу с полной уверенностью сказать всем, имеющим ко мне вопросы "ПРОФЕССИОНАЛАМ", что такого опыта производства Индивидуальных Акустических Систем, как у нашей небольшой команды (а это без малого двадцать лет), еще надо поискать!

И пользуясь опытом в этой непростой работе, могу отметить, что проектируемые параметры и характеристики наших АС имеют настолько малый разброс от уже готовых изделий, что требования показаний АЧХ не актуальны, тестирование и снятие АЧХ нужно только для уточнения технических характеристик для паспорта АС и все. Качество изготовления корпусов наших колонок позволяет обходиться физическими возможностями и параметрами используемых в наших АС динамических головок, как правило результирующая АЧХ недалеко уходит от АЧХ динамиков, да и то в лучшую сторону, с меньшей неравномерностью! Фильтры мы используем простейшие (первого порядка по 6 дБ на октаву), так что прогнозировать АЧХ нашей акустики несложно!

Вот и весь сказ для настоящих "ПРОФЕССИОНАЛОВ"

АНОНС.

После большого перерыва и бездеятельности, мои друзья - соратники готовы к новым свершениям на поприще производства АКУСТИКИ! Попытаемся вклинится в нишу Real Hi - End. Для низкочастотной секции еще ищем головы. Следующая публикация будет посвящена проектированию хай - энд акустики!

До встречи, друзья!