Найти в Дзене
Что почитать? 📚

Что почитать? Галина Гончарова, цикл «Зеркала» – любовное фэнтези

Оглавление

Четыре в меру увлекательных романа, которые ненавязчиво внушают своим читательницам, что физической любовью до свадьбы занимаются только плохие женщины. При этом любви, в том числе физической, в романах подкупающе мало, а вот плохих женщин, напротив, - в избытке. Хотя прочитанные мною книги, в соответствии с выходными данными, были изданы в 2019 году, описанная в них российская реальность отчетливо напоминает 90-е. Осторожно: спойлеры!

Тест Бехдель пройдет.

Моя оценка 6 из 10.

Что там происходит. В разных эпохах, временах и, судя по всему, вселенных две девушки случайно находят одинаковые зеркала. Обе получают царапины из-за плохо отшлифованной поверхности. Пролитая кровь запускает некий таинственный процесс (который никак не объясняется), благодаря которому каждая из героинь начинает во время сна сосуществовать в голове у другой.

Одна из девушек – дочь умирающего герцога, герцогесса (феминитив!). Ей нужно мчаться к ложу умирающего отца из монастыря, в котором она провела последние 10 лет. В этой довольно мило сконструированной, хоть и простенькой фэнтезийной реальности существует своя религия (верующие обращаются к Брату и Сестре, как к некоему аналогу Святой Троицы, вместо Сатаны поминают Восьмилапого, а вместо чертей - шервулей).

😲 Вторая существует в какой-то альтернативной России, очень похожей на бережно отшлифованную Россию 90-х. Зная дату рождения бабушки (9 мая 1945 года), примерный возраст матери (ей около 40, плюс-минус) и возраст самой героини (18), это должен быть плюс-минус 1985 год. Но в это время еще не сняты упоминающиеся в цикле фильмы «Один дома» (1990) и «Матильда» (аж 2017). В общем, то ли с временными рамками ляп, то ли это не совсем известная нам Россия, - тут и «Матильду» сняли на много лет раньше, и ноутбуки изобрели, и вообще много всего, плохо стыкующегося с известным нам 1985 годом.

И вот обитает наша скромная героиня совершенно одна, не считая найденного вместе с зеркалом котеночка. Бабушка, единственная родная душа, недавно умерла. Сама Матильда только что уволилась с работы после попытки харассмента со стороны начальника… а тут в голове голос, и это не шизофрения!

Девушки начинают друг другу по возможности помогать: герцогесса демонстрирует в мире развивающегося капитализма вбитые в монастыре манеры и безукоризненно прямую спину. А внучка боевой архитекторши из России в разнузданном средневековье оперирует наглостью и почерпнутыми в «Один дома» приемчиками.

💪 Плюсы. Феминитивы, систерхуд, довольно увлекательно написано. Достаточно хорошо, чтобы не было совсем уж противно читать.

😥 Минусы. Никак нельзя было в целых четырех романах ни разу не пнуть феминизм:

«Вон, феминистки допрыгались, пришлось женщинам профессии шпалоукладчиков и каменщиков осваивать».
На фото, как вы понимаете, те самые женщины (бурлачки), которые до появления феминисток не занимались никаким тяжелым трудом, о нет.
На фото, как вы понимаете, те самые женщины (бурлачки), которые до появления феминисток не занимались никаким тяжелым трудом, о нет.

Перебор с высосанными из пальца моралитэ, в какой-то момент начинает бесить:

  • «Да и некоторые вещи мужчинам не показывают, будь они хоть какими близкими». Не знаю, что вы подумали, что именно страшно показывать близким мужчинам, - по факту героиня путешествует с братом и страдает от морской болезни, не дай бог брат увидит, как она блюет, видимо (дочери - можно, а мужчины слабоваты, видать).
  • «А еще помада должна быть качественной. Очень. В противном случае смотреться она будет ужасно», - даже в 2019 году, даже девочкам-подросткам про Очень Качественную Помаду стыдно уже как-то затирать в романе, это ж блин не журнал «Гламур».
  • «Дом – это место, в котором не держат предателей» - что-что вы говорите, К. О., пра-а-авда?

Самое печальное то, что хорошие героини в цикле мало чем отличаются от плохих: и те и другие изо всех сил стараются выжить. Это не про любовь – это про борьбу за ресурс. Одни женщины воюют с другими, периодически выдвигая на линию фронта то братьев, то сыновей, то мужей. Так развиваются не все сюжетные линии, но большинство из них.

Разнообразно плохих женщин в романе больше: даже в финале на героинь в обеих вселенных нападают именно женщины, - правда, это не настоящие злодейки, а так, очерченные мелом персонажки. Куда более мерзкой (и живой) выглядит, на мой взгляд, соседка, которая то квартирку мечтает оттяпать, то сынка сбыхать.

Герцогесса хотя бы борется за своё. Она наследница, там есть за что драться с родней, которая считает, что щас-щас они эту соплячку из монастыря.

А вот для 17-летней секретарши без денег, образования и красоты писательница увидела только один приличный путь. И это не институт, не собственный бизнес, не саморазвитие, не карьера, а (спойлер, прости меня богиня и Восьмилапый заодно) брак с мажором из семьи кавказца-застройщика. (Я тут очень туго натянула свою толерантность, чтобы не говорить открытым текстом, что героиня в итоге сошлась с симпатичным бандитским сынком, - вы должны слышать отчетливое потрескивание).

В общем, что начинается за здравие (две достаточно интересные героини воюют за свое место в жизни), то заканчивается, увы, за упокой (спойлер: им еще и 19 нет, а обе замужем и клепают детей без остановки 🤮. Такой вот, кх-ммм, сомнительный Х.Э. - хэппи энд).

Последовательность романов:

1. Зеркало отчаяния
2. Зеркало надежды
3. Зеркало войны
4. Зеркало любви.