В ортодоксальном шактизме Богине-матери или Махадеви поклоняются как Всевышнему, как персонификации Брахмана, единой и неделимой, из которой исходят все остальные формы Бога (как мужские, так и женские) и которая является изначальным источником материального и духовного мира.
В Шактизме объектом почитания является супруга господа Шивы, у которой есть множество имён. В широком смысле шактизм это культ всех существующих богинь и в целом женского начала.
Парвати (санскр. पार्वती, pārvatī «горная») в индуизме это одно из имён супруги бога Шивы. Является благой формой Дэви, шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы. Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари(«великолепие трёх миров»), Лалита — «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.)(«Зловещая»). Образ Сати (ранней инкарнации Парвати) связан и с Дашамахавидья — десятью аспектами Великой Матери, в которые проявилась Сати после спора с Шивой.
Одно из имён Деви — Трипурасундари. Это имя говорит, что она является самой прекрасной во всех трёх мирах. Есть много интерпретаций слова «трипура». Калика-пуранарассказывает, что в соответствии с желанием творения и проявления тело Шивы стало «троичным», верхняя часть стала Брахмой, средняя часть стала Вишну, а нижняя Рудрой. Поскольку эти три части (пура) находятся в Шиве, его называют Трипурой, а его супругу ТрипурА. В Камакала-виласемудрец Абхиюктаупоминает, что деви создала все три формы, она находится во всём и в форме трёх миров, и существует после разрушения этих миров, а после их разрушения восстанавливает их снова. В Брахманда пуране, упомянуто, что ДевиТрипурасундари управляет вселенной, она — высшая царица, и Брахма, Вишну и Шива — исполняющие её действия в её царстве.
Лалита Сахасранамапоказывает её в присутствии Лакшми и Сарасвати, сопровождающих её (в иконографии их изображают по бокам от Трипурасундари). В Саундарья-лахариупоминается, что Брахма, Вишну и Шива начали их космическое творение, когда Высшая Шакти на доли секунды соединила свои брови. Молитва Деви состоит из трёх слогов, и её пятнадцатибуквенная молитва составлена из трёх пиков (ударений). Она присутствует в трех нади (сушумна, пингала и ида), она правитель трёх шакти — иччха, джняна и крия(намерение, знание и действие). Она проникает во все три мира — небеса, землю и ад. Она управляющий всех трёх тел — стхула, сукшма и карана (грубая, тонкая и причинная). Она присутствует в трёх состояниях — джаграт, свапна и сушупти (бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон). Она проникает во все три гуны — саттва, раджас и тамас.
Чанди (санскр. चण्डी, Caṇḍī ), Чанда(санскр. Candâ = «гневная», «необузданная») или Чандика (Caṇḍīka), — в индуизме дэви (богиня); одна из форм богини Дурги, супруги Шивы, которую она приняла с целью истребления демона-асуры Махиши. Прославлению победы богини над демоном посвящена поэма «Чандипат» (санскр. Candîpât), или «Чандипатха» (санскр. Candîpâtha = Candî = имя богини + pâtha = «текст») из 700 стихов и составляющая один из эпизодов «Маркандея-пураны» . Другое название поэмы — «Деви-махатмья» (Дурга = Деви). Эту поэму ежедневно читают в храмах богини Дурги.
В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами, защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги — богиня Чанди) — уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.
Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвящённые богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.
В тантризме имя богини имеет своё значение, так слог ду напоминает о четырёх асурах: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук р означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи (папагхна), несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность и прочие дурные привычки. Таким образом, богиня уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ду, р и га.
Ду́рга (санскр. दुर्गा, Durgâ, Ду́рга, «труднодоступная» или «непобедимая») это богиня древневедической мифологии, одна из самых популярных богинь в индуизме. Известна также под именами: Парвати — «горная», Кали — «чёрная», Bhairavî — «страшная».
Как супруга Шивы, разрушителя и одного из 3-х лиц индийской Тримурти, она выступает в своей грозной форме: страшна, гневлива, требует кровавых жертв. Существуют указания на обычай принесения ей в жертву людей в древности. Изображения Дурги имеют страшный вид: из оскаленного рта торчат клыки и высовывается длинный язык; шея обвита ядовитыми змями; поясом ей служит также змея. Этот страшный вид, по убеждению поклонников, богиня принимает для того, чтобы устрашить грешников и привести их к покаянию.
С другой стороны, она является благой покровительницей женщин и призывается ими при родах. Также призывается, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Изображается в виде десятирукой женщины (но в облике Махадурги имеет двадцать рук), восседающей на гималайском тигре или льве и держащей в пальцах, сплетённых в мудрах, различные средства защиты и нападения, а также атрибуты различных богов — трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, палицу Индры и др. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.
Из подвигов Дурги главный — её победоносный бой с буйволовидным демоном Махиша, который раньше победил даже бога громовника Индру. Богине Дурге посвящена светлая половина месяца Ашвина, первого месяца индийского лунного года.
Она (парвати) согласно Дурга-сапташати также имеет 108 имён, среди которых Амбика («Мать»), Гаури («Светлая»), Шьяма («Тёмная»), Бхайрави («Зловещая»), Кали («Чёрная»), Ума, Лалита, Апарна, материнский эпитет Матаджи, Дурга («Недоступная, Непобедимая»), Бхавани (англ.)(«Оживляющая»), богиня бытия и многие сотни других.
Очевидное противоречие, что Парвати называется «светлой, благой» — Гаури, и в то же время называется «чёрной», «тёмной» — Кали или Шьяма, объясняется индийским мифом: когда Шива упрекнул Парвати за её темнокожесть, сердитая Парвати оставила его и, совершив ряд религиозных актов, получила в подарок от Брахмы светлокожесть.
Добиваясь любви Шивы, Парвати поселилась рядом с ним на горе Кайлас, но Шива в это время предавался аскезе и отверг её. Тогда боги, желавшие чтобы у Шивы родился сын, способный победить демона Тараку, послали бога любви Каму возбудить в сердце Шивы любовь к Парвати. Разгневанный Шива сжёг Каму огнём своего третьего глаза, но впоследствии возродил его. Тогда Парвати решила сама предаться подвижничеству ради Шивы. Узнав об этом, Шива решил испытать её, и, придя к ней в образе брахмана, стал хулить и ругать самого себя. Парвати отвергла все наветы и Шива, тронутый её преданностью и красотой, взял её в жёны. От этого брака родились бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша.
На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног. Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги, Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати.
У́ма в индийской мифологиидочь Химавата, находящаяся в супружестве с Шивой и получающая в более поздние эпохи индийской мифологии многочисленные другие прозвища. Имя Ума — самое древнее и появляется впервые как имя супруги бога Рудры, прототипа Шивы, уже в ведийских текстах (Тайттирия-араньякаи Кена-упанишада). В Ригведе оно ещё не встречается. В Кена-упанишаде Ума является посредницей между Брахманом и богами; оно по-видимому отождествляется с олицетворением речи — Вач (санскр. वाच्, Vāc, лат. vox). В числе позднейших легенд об Уме есть рассказ о том, как она была застигнута мудрецами риши в лесу Гаури в то время, как находилась в объятиях Шивы. Разгневанный бог обрек каждого самца, который с тех пор вошел бы в лес, на превращение в самку. Подобная же история рассказывается и о богине Рохини, супруге Чандры (месяца), или Сомы, которую последний застиг в объятиях Шивы. Шива обратил обманутого супруга в женщину, и с этих пор Чандра, или Сома, получил женский пол. Ума считается матерью богов Ганеши и Картикеи.
Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти — это Богиня-мать, Джаганматри (Матерь Мира). Шакти — это проявленный мир, Мать-Природа. Шакти — это майя. Шакти— это космический женский принцип. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека, кундалини. Шакти — это женское начало человека, его женская половина. Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу. Тридеви (Сарасвати, Лакшми и Дурга) — женский аналог Тримурти, Трипурасундари(Лалита), Кали, Парвати, Чамунда, Бхавани, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Камакши, Раджараджешвари, Дашамахавидья — различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.
Ом Шри Дурга Намаха