С прошедшими праздниками дорогой читатель, надеемся, что ты отдохнул, потому что мы тоже и начинаем свою психоделическую активность. И поводом стало вновь кино, зато какое – сегодня на повестке легендарный маэстро Дэвид Кроненберг и его эпохальное творение «Обед нагишом». И мы обозначим сразу, что в самом фильме ни самого обеда, ни нагиша не присутствует. Так, собственно, о чём этот фильм? Корни идут от культового в своих кругах, книжного произведения Уильяма Берроуза «Голый завтрак». Кто же такой Уильям Берроуз, спросит непросвещённый читатель?
Если говорить предвзято, то лютый наркоман, содомит, психонавт и крайне одиозная личность, по мнению правительства США 50-х годов. Но если говорить по фактам, то личность, тем не менее, интересная, значимая и важная, в том плане, что творчество Берроуза повлияло на поп культуру, в частности на её становление такой, какая она есть сейчас. И если не вдаваться во все подробности его творчества, то из него выносятся три ключевые темы: наркозависимость, контроль и гомосексуализм, которые, по мнению Берроуза, тесно переплетены. Так, Берроуз считает, что государство специально не борется с наркотиками, потому что зависимые люди – это то, что нужно власти. В своём творчестве он рассказывал, что методы излечения зависимых неэффективны, а лишь вызывают рецидив. Но, в то же время, Берроуз заявлял, что его творчество – это не пропаганда психотропных веществ, а скорее наоборот, что он и описывал в своих книгах, показывая мерзкий и отталкивающий мир зависимых. Также, Берроуз считал, что власть устанавливает цензуру и с ней и любыми её проявлениями нужно бороться жесточайшими способами. Ну, а что касается содомии, то писатель считал институт семьи главным препятствием к человеческому прогрессу и, что мужчинам нужно реже контактировать с женщинами.
«Если допустить, что появятся матки в колбах, то от женщин вообще ничего не нужно будет». (с) Уильям Берроуз.
В общем, сегодня Берроуза причислили бы к радикальному леволиберальному движению, а мы что-то отвлеклись, поэтому возвращаемся к фильму.
Если постараться описать сюжет фильма, то это будет звучать, как какой-то бред, но всё же:
Главный герой Уильям Ли – истребитель тараканов и насекомых, обнаруживает, что у него пропадает порошок от насекомых.
Оказывается, его жена в тихую ворует этот порошок, чтобы пускать его себе по вене и ловить с этого кайф. Позже, Уильяма задерживает полиция по подозрению в хранении наркотиков и в участке с Уильямом начинает разговаривать огромный жук, который представляется его куратором.
«Куратор» заявляет, что жена Уильяма – не человек и её нужно прикончить жестоким способом и написать об этом отчёт. Но Уильям не теряется, вспоминает, что он истребитель насекомых и убивает «куратора» ботинком. Однажды, вернувшись, домой, Уильям видит, как один его друг пялит его жену, а второй читает написанные им произведения.
Чувствуете градус абсурда? А это только первые 30 минут фильма и если вам не интересно уже сейчас, то дальше будет больше психоделизма, сюрреализма и вопросов «Какого чёрта происходит и зачем оно происходит вообще?». Ближе к делу: Уильям случайно убивает свою жену, позже ему помогает сбежать из города в Интерзону гуманоид в баре.
Там Уильям встречает женщину один в один выглядящую, как его покойная жена и становится участником местных скандалов, интриг и расследований, где выходит на главу наркокартеля – доктора, который в самом начале фильма дал Уильяму средство от избавления зависимости, но в итоге это средство оказалось ещё более сильной дрянью.
Общие впечатления:
После просмотра фильма, впечатления остаются не однозначные. Если спросить разных людей их мнение, то одни скажут, что это шедевр, другие же, что фильм блевотворный трэш и что они перестали смотреть ещё на середине. Да, в фильме присутствуют присущие Кроненбергу элементы: кровь, расчленённая плоть, поедание заживо разумного существа и довольно натурально выглядящие монстры, чему нужно отдать должное, ведь фильм 91 года и про компьютерную графику тогда почти знать не знали, и всю атмосферу делала магия грима, костюмов и аниматроников.
Ну и неспроста Кроненберг считается основоположником жанра «боди-хоррор», поэтому и всякие мутанты в фильме тоже есть, будь гуманойды с эрегирующими отростками на голове или жуткая человеческая многоножка (нет, не сшитая из разных людей, а реальный человек-насекомое).
Вердикт:
Вся особенность фильма в том, что Берроуз был кумиром для Кроненберга и потому он подошёл к съёмке с огромной ответственностью.
Этот фильм не просто экранизация романа, который в принципе практически нереально было отснять, Кроненберг смог передать непередаваемое и показал на экране другие отголоски творчества Берроуза, его внутренний мир и личные переживания автора. Это фильм трибьют и дань уважения личности, потому его и можно считать выдающимся…хоть он и жуткая наркомания. Поэтому смотреть рекомендуем на свой страх и риск и если вы впечатлительный человек, то лучше обходите его стороной.
Эй читатель. Да-да, ты. Если тебе нравится тематика кино, то вдруг тебя заинтересуют и эти статьи:
А на этом у нас всё. До вскорых встреч, смотрите хорошие фильмы и не забывайте мыть руки и употребляйте порошок от тараканов.