Найти тему
5 причин поехать в...

Полукруг вокруг Ладоги. Часть 4. Малая Карельская ГЭС «Хямекоски»

В своем очередном отчете по Карелии расскажу про одну из многочисленных ГЭС, разбросанных на Карельских речках. Финны, как известно, люди хозяйственные и пройти мимо практически бесплатной энергии не могли никак.

В 20х-30х годах 20-го века на реках и речках Карелии (входящей тогда в состав Финляндии) было построено множество ГЭС так называемой "малой энергетики". Такие ГЭС лучше всего работают в так называемом "замкнутом цикле", когда ГЭС питает ближайшие поселки (поселок) и, например, местную фабрику. Очень часто такие ГЭС строили вкупе с бумагоделательными фабриками. Фабрики заброшены, а ГЭС отлично работают, требуя лишь небольшого ремонта.

ГЭС  «Хямекоски», вид на главное здание
ГЭС «Хямекоски», вид на главное здание

Ведь там ставили шведские силовые агрегаты, способные работать практически автономно с большим запасом "хода". Существует даже легенда о том, что переселенцы из глубинки России, приехавшие жить на местные территории после Зимней войны просто пользовались электроэнергией, не задумываясь, откуда она берется, а когда задумались - пошли в лес по проводам и нашли ГЭС, которая пыхтела себе на речке и не знала, что сменилась страна. Конечно, легенда, но передающая крепость этих ГЭС.

Восстановленные силовые агрегаты.
Восстановленные силовые агрегаты.

Некоторые из них сейчас восстановили, некоторые только восстанавливают. ГЭС-21 «Хямекоски» исправно дает энергию в поселок. Если очень попроситься, то можно подняться к самому водоводу, который, кстати, является не меньшей достопримечательностью, чем сама ГЭС.

-3

Схема гидроузла такова: часть реки перегорожена плотиной, излишек воды "скидывается" в русло, идущее мимо ГЭС, а необходимое количество воды направляется по каналу, часть которого вырублена в скале, края забетонированы на определенную высоту .При этом края канала плавно понижаются от плотины к машинному залу - скорость течения должна тщательно регулироваться, чтоб вода не перелилась через край в нижнем конце водовода.

-4

Во всем этом есть, пожалуй, один минус. Вот что стало со старым руслом реки:

-5

Впрочем, живописности она не потеряла. Да и после ГЭС она снова становится полновесной рекой.

Прогулка по ГЭС оставила интересные и двоякие впечатления, как и все путешествие по Карелии. Очень жаль, что многое из сделанного финнами, разрушается. Восстановить бы те фабрики, те дома, те ГЭС, Карелия бы зажила бы много лучше, чем сейчас. С другой, как бы не испортили все вокруг при восстановлении. Потому что главное богатство Карелии - конечно же природа.

Недалеко от 21-й ГЭС находится вот такой живописнейший железнодорожный мост, который легко не заметить, но трудно проехать мимо без того, чтобы полюбоваться. Как, впрочем, и везде в Карелии.

Железнодорожный мост
Железнодорожный мост

Предыдущие части путешествия:

Часть 1. Дорога Санкт-Петербург - Северное Приладожье.

Часть 2. Водопад Юканкоски и шумнобурный порог в Ляскеля.

Часть 3. Мистическая "гора Лешего" - Гора Хиденвуори

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!