Найти тему

ЖЭК ≠ система ЖКХ

Обычно, когда упоминают ЖКХ, по привычке вспоминают ЖЭК, куда и идут по всем вопросам. Но на самом деле в этом понятии сейчас содержится три разных типа организаций.

Первый тип организации — как раз
ЖЭК, или, если правильно, Управляющая Компания (УК) и Товарищество Собственников Недвижимости (ТСН). УК отвечает за обслуживание общедомового имущества, а значит обращаться сюда стоит, если произошла авария внутри дома (текущая теплотрасса на улице — это не к ним), требуется отключение электричества для ремонта в квартире или вы захотели узнать, куда потрачены деньги со статьи расходов в квитанции «Содержание и ремонт». Кроме того, УК хранит всю техническую документацию по дому и отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома. Если у вас еле-еле течет вода — задача УК разобраться в причинах, а отправлять Вас к ресурснику они не имеют права. У УК могут быть и другие обязанности, в зависимости от законодательства отдельных регионов и договоров с собственниками, но это основные. Определяется их деятельность, в первую очередь, 170 и 491 постановлениями Правительства РФ и Жилищным кодексом. Если у вас сломалось что-то в квартире, например, - смеситель, вы вполне можете вызвать специалиста из УК. Но замена смесителя не входит в обязанности управляющей компании, так как это не общедомовое имущество, и такая заявка будет платной.

Второй тип - ресурсоснабжающие организации или та самая «коммуналка». Фирмы, продающие вам тепло, воду и другие ресурсы, - отвечают за их качественную подачу до границ дома. Например, электричество доводится до вводного рубильника. Чаще всего они же отвечают за начисление платы за эти ресурсы, хотя в случае электричества и газа поставщик ресурса и его продавец – это разные организации. Но нам, как жителям, это неважно, - договор у нас все равно напрямую с продавцом. Кто-то сейчас может перебрать свои документы и не обнаружить там никаких договоров на воду и тепло. Все правильно, - в большинстве случаев поставка идет по публичному договору. Он размещен на сайте каждого ресурсника, в каком-то лохматом году может быть печатался в малоизвестной газете и открыв кран мы с ним согласились, - такая история. Меняются там только тарифы, но устанавливает их не ресурсник, а ЕТО – Единый Тарифный Орган. Регулируется их работа, кроме Жилищного кодекса, 354 постановлением правительства. Что касается обращений к ним – есть смысл только в случае странных начислений или требований перерасчета за отсутствие ресурса, и то, если свет вам отключала не УК. Еще несколько лет управляющие компании зачастую были и поставщиками коммунальных услуг, но с изменением в законодательстве такая схема стала встречаться гораздо реже, и например, в нашем городе почти не применяется.

Третий тип – надзорные органы. Если брать наш город — это Администрация района– есть смысл обращаться только по благоустройству и освещению различных скверов и проездов. Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) города - в последние годы с жалобами почти не помогает. Единственный смысл обращаться – это уборка контейнерных площадок и вывоз мусора. Ну и различные программы по благоустройству, само собой. Иногда бывают программы по замене лифтов за счет бюджета города-области, это тоже решается через УЖКХ зачастую, как и расселение ветхоаварийных домов.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), в последнее время набрала силу. И лицензирование у них, и все проверки. По всем вопросам, связанным в некачественными предоставлением коммунальных услуг, обращаться сюда. Не уверен на счет всех регионов, но обычно ГЖИ боятся все УК и большинство ресурсников, так как полномочий у них много, а штрафы доходят до двухсот пятидесяти тысяч, а штрафовать ГЖИ любят :-)

Прокуратура – раньше была последней инстанцией в жилищных вопросах, а сейчас обращаться туда имеет смысл только в случае срыва сроков ответов на обращения, либо выполнения работ вроде устранения последствий затопления. Либо же когда есть явное и серьезное нарушение законов. Все остальные обращения прокуратура просто пересылает в ГЖИ.

Ну и в качестве последнего аргумента – написать Президенту. Как ни странно, вполне рабочий метод. В каждом крупном городе есть приёмная президента, куда можно обратиться. Как правило, если обращение адекватное, ответственная организация бросается устранять нарушения в кратчайшие сроки, даже если заявитель не совсем прав. В общем, если вы хотите, чтобы ваша проблема решалась оперативно, - обращайтесь в ту организацию, которая за нее отвечает. Нет смысла писать в УК по огромным счетам за воду или в администрацию по ремонту подъездов.