Решил рассказать, откуда черпал вдохновение и как вместе со своими единомышленниками создавал визуальный стиль сборника стихов «Камень». Это, как мне кажется, моя самая совершенная поэтическая книга. И оформлена она, что называется, с душой и фантазией...
Я всегда считал, что в книге важно не только содержание (это априори!), но и оформление. Первый свой сборник стихов «Упал со стула» я самонадеянно снабдил собственными иллюстрациями, однако, оценив итог, понял: лучше довериться профессионалам.
Так, книгу «Снайпер» оформил замечательный анапский художник Юрий Ковальчук, «PRосто» в минималистичном стиле – мой друг-дизайнер, ныне ресторатор Тимур Булатов. Во время работы над сборником «Космос» образовался тандем с талантливым художником Ильёй Копаневым, а оформление книги «Камень» мы сделали вместе с фотографом Ириной Серовой, не без важной помощи Ильи. Но – обо всём по порядку.
Я долго не мог найти название для своей четвёртой, вынашиваемой в течение 7 лет поэтической книги: «Строки на камне»? «Каменные строки»? «Сила камня»? То, что в названии должен фигурировать камень, сомнений не вызывало: стихотворение о Сизифе стало одним из центровых, предисловие я назвал «Время поднимать камни», а послесловие писателя Алексея А. Шепелёва именовалось не иначе как «Метеорит из нулевых…».
Однажды летом на пляже «Высокий берег» я вынырнул после очередного заплыва с криком «Эврика»! Родилась идея – использовать фотографии камней. Пару месяцев спустя вместе с Ириной Серовой осенним утром мы бродили по пустынному берегу, любовались штормом и собирали разнообразные каменья. Концепция оформления к тому времени сложилась окончательно.
Книгу я разбил на пять концептуальных разделов. Первый называется «творение стихо», и для него потребовались «зародыши» стихов – черновики. Покопавшись в старых блокнотах, вырвал несколько страниц с моими каракулями и передал Ирине вместе с остальными «ингредиентами» для приготовления будущих фотографий. Итог получился таким:
Со вторым разделом «12 мгновений Анапы» было проще. Одноимённый набор литературных открыток (наш совместный проект с Ириной Серовой) к тому времени был выпущен, оставалось выбрать несколько карточек разной тематики, положить на них камушек – и вуаля!
Для раздела «Странствия» в ход пошли билеты на поезда, концерты и соревнования сочинской Олимпиады, а также привезённые из различных путешествий магнитики на холодильник.
В качестве фона для камушка, напоминающего (ну, мне так кажется) голову Бэтмена, из тематического раздела «Смерть Супермена» послужили корешки комиксов из моей скромной домашней коллекции.
Завершал книгу раздел «Случаи», для которого мы использовали газетные вырезки со статьями о тех же «12 мгновениях Анапы», книге «Космос» и антологии «Послесказие». Причём благодаря отличному качеству фото все тексты читаемы! Таким образом, я хотел в целом показать путь от черновика, этакой накарябанной на бумаге идеи, до воплощённого в жизнь проекта.
Все надписи на камнях – дело рук Ильи Копанева. То есть вручную он их, конечно, не расписывал, но с помощью различных программ сделал так, что смотрятся заголовки разделов очень здорово и естественно.
Следующим шагом стало, как оказалось, самое сложное – поиск обложки.
Илья изначально предложил простую и классную идею. Раз книга называется «Камень», то на обложке должен быть… ясное дело, камень! И тогда вопреки стандартам книгоиздания можно не писать название – подразумевалось, что изображение камня самодостаточнее и красноречивее.
Илья накидал несколько вариантов. Например, такой. Он был самым первым и демонстрировал, в каком направлении мы будем двигаться.
Или такой вариант. Здесь была использована мастерская каллиграфия Максима Чижикова.
Но все эти обложки мы забраковали.
Из снимков, которые мы с Ириной однажды вечером сделали на море, пытаясь найти булыжник поживописнее, мне нравилось фото с валуном, который напоминал голову выглядывающего из воды динозавра. Обложка книги могла стать такой – я был целиком и полностью за этот вариант! Но фотограф забраковала идею, мотивировав, что «не то».
Илья предлагал и вот такие варианты – с разными ракурсами на один и тот же затянутый водорослями камень, выглядывающий из моря.
Он даже пытался нарисовать некий условный камень в 3D. Но и эта обложка показалась недостаточно интересной. Хотелось чего-то иного…
Вскоре мы пришли к следующему варианту: находим оригинальный камень и помещаем его на однотонный фон. И смотрим, что получается.
Порывшись дома в закромах, я обнаружил пару необычных камушков.
Один, как мне кажется, здорово смахивает на метеорит. Он переехал много лет назад в Анапу вместе со мной из моего родного города Котовска. Очень уж нравится – весом, структурой, какой-то необъяснимой внутренней энергией.
А вторую каменюку мне подарили на работе – подруга привезла в качестве сувенира из Египта так называемую «розу пустыню» (о ней, если не ошибаюсь, поёт Стинг в прекрасной Desert Rose) – этому минералу сотни тысяч лет, как рассказывают. А ещё он одновременно напоминает мозг и сердце. На нём и остановились!
Оставалось выбрать фон.
Этот вариант никого не устроил сразу – всё-таки малиновый цвет не слишком органично сочетается с поэзией. Зато как же мне понравилось следующее предложение Ильи – я был в восторге!
Всё хорошо, но Ирина Серова заверила, что в таком случае неизбежна ассоциация с моей предыдущей книгой прозы «Космос». Опять эти звёзды!
Что ж... Поломав голову и наверняка в очередной раз обругав вечно придирающегося ко всему и вся автора, в итоге Илья Копанев нашёл вариант, который устроил всех. Это изображение казалось крайне лаконичным и при этом очень выразительным в своей простоте. На нём и остановились!
Если тексты для «Камня» я писал на протяжении семи лет, то на оформление ушло несколько месяцев. Споры, обсуждения, полярные мнения, выбор вариантов – всё это может показаться утомительным, однако конечная цель – достойно оформленная книга – искупает все неудобства. И, как мне кажется, всё, что мы сделали, было не зря.