Найти тему
Собиратор

Термоусадочная плёнка: что это и что с ней не так

Немногие знают, что часть PET-бутылок выбраковывается переработчиками. Причина — красочная термоусадочная этикетка, плотно облегающая бутылку.

Pet-бутылки в термоусадке
Pet-бутылки в термоусадке

Что мешает перерабатывать бутылки в термоусадочной плёнке?

В основном термоусадочная этикетка сделана из поливинилхлорида (PVC/ПВХ), но может быть и из других материалов.

При обычном процессе переработки PET-бутылка вместе с полиэтиленовой или полипропиленовой этикеткой измельчается в хлопья — флекс. А затем с помощью флотации (в воде) материалы разделяются: PET тяжелее и опускается на дно, этикетки всплывают. С PVC этот метод не работает, поскольку PVC опадает вместе с PET. Переработать PVC и PET совместно невозможно.

Поэтому предприятия вынуждены или выбраковывать такие бутылки, или снимать этикетки перед измельчением — часто вручную. Это замедляет процесс переработки и снижает его рентабельность.

Но даже снятие этикеток не гарантирует решения проблемы: после снятия материал этикетки может частично остаться на бутылке и испортить всю партию вторсырья.

Что не нужно делать?

Некоторые производители принимают решение перейти от PVC-термоусадки на PET-термоусадку. Мотивом служит кажущаяся одинаковость материала. Но и это — плохое решение, ведь плёночный PET не то же самое, что бутылочный. Кроме того, термоусадка цветная и испортит партию красителями, а отделить PET-плёнку от PET-хлопьев с помощью аквафлотации также не удастся.

Учитывая, что на уровне госполитики поддерживается производство топлива из отходов и «энергетическая утилизация», риски попадания термоусадочной плёнки в печи мусоросжигательных заводов (МСЗ) очень велики. А при сжигании PVC образуются опасные для здоровья человека диоксины и диоксиноподобные вещества.

Pet-бутылки в термоусадке
Pet-бутылки в термоусадке

Что нужно делать?

— выбирайте товары без термоусадочной плёнки — голосуйте кошельком

— пишите производителям, заворачивающим свои товары в термоусадку. Можно обращаться к ним в соцсетях, отправлять обращения на почту, тегать аккаунты брендов в собственных постах

— если пишете обращения, то присоедините к письму наши рекомендации

— шаблоны обращений тут