«Дай дарогу!» – яркий образец классического русского панк-рока. Того самого, который двумя-тремя грубыми, часто матерными, строчками уличает изъяны государства, проблемы общества и человеческие пороки. Про все это белорусские панки поют легко, просто, с юмором. Их песни цепляют задором, откровенностью и безбашенным драйвом.
Первые шаги группы:
История группы «Дай дарогу!» началась в 1998 году. Тогда ее участники впервые выступили перед публикой, причем, неожиданно даже для себя.
25 июня в брестском киноклубе «Воздух» проходил концерт, посвященный, по выражению лидера проекта Юрия Стыльского, «всем суицидникам года». Исполнитель, который должен был играть, не вышел.
Тогда Юрий вместе с другом – Василием Копыловым, выскочили на сцену, оттарабанили несколько песен и, пока организаторы вместе с гостями пытались сопоставить мирный псевдоним так и не появившегося «Полярника» с парой оторванных ребят, покинули зал.
История «Дай дарогу!» продолжилась выходом демо-альбома «Зарубило!». Музыканты записали его в середине июля в студии «Грин Хауз». К этому времени группу пополнили еще два участника – барабанщик Олег Федоткин и бас-гитарист Кирилл Скамьин.
Дебютный альбом состоял из семи композиций. Радостные, ребята делились своим творчеством со всеми. «Я чуть ли не прохожим их [кассеты] втюхивал. Мне казалось, что тот, кто нас не слышал – лох последний», – вспоминает Юрий Стыльский.
Через год музыканты расширили его до полноценного альбома. Писали уже с новым ударником Анатолием Тодорским. Тогда же музыкальная пресса Минска назвала хитом песню «Ехали мы, ехали», а «Брест-рок-журнал» включил ее во второй выпуск.
История группы «Дай дарогу!» связана с интересным фактом – то, как появилось название. Музыканты часто использовали фразу: «У меня гитара с премкой (примочкой), дай только дарогу». Это выражение буквально приклеилось к участникам проекта.
20 сантиметров пути к популярности
Музыканты постепенно завоевывают сердца слушателей. В 2002 году выходит альбом «На морозе», а в 2003 – сборник «Бешеные Бабки». Одновременно республиканские телеканалы крутят клипы «На Ямайке» и «Она не знала».
Не снижает популярность коллектива даже уход вокалиста Василия Копылова и барабанщика Анатолия Тодорского: за микрофон становится Юрий Стыльский, а за «кухню» вновь возвращается Олег Федоткин.
Но по-настоящему знаменитой группа стала после выхода альбома «20 см» (2004). Музыканты записали его в трех версиях: с матами («Для папы»), без нецензурных выражений («Для мамы»), с бонусной песней – «Сане» («Для фанатов»).
Коллектив расширяет границы гастрольных концертов. Он выступает на рок-площадках Бреста, Пинска, Лунинца, Бобруйска, Березы, Столина. Урвали даже 5 минут на сцене Минска, и сыграли в одесском клубе на байк-слёте.
За успехом скрывалась настоящая история «Дай дарогу!» с обычными для «нулевых» проблемами: репетиции в первых попавшихся помещениях и нехватка инструментов. Музыканты выклянчивали у других групп бас-гитару (после того, как их басуху украли), а песни сочиняли то в бомбоубежище, то в помещении домоуправления.
Покорение рок-сцен СНГ
История «Дай дарогу!» продолжается выходом альбомов «Акустика-1» (2005 год), «Supersession» (2007), «Д.С.П.Г.» (2008).
Тогда же коллектив впервые появляется на российской сцене. Белорусские панки выступают во Фрязино, в рамках мото-фестиваля, проходившего под открытым небом.
Вскоре музыканты начинают сотрудничать с «Ляписом Трубецким». Они сыграли на разогреве хедлайнера, а в 2011 году появляется новый альбом «Дай дарогу!» – «Боли нет», в который бонусом вошла одноименная песня. Ее записали вместе Юрий Стыльский и Сергей Михалок. Лидер брестской панк-группы вспоминал, что посчитал правильным поделить количество слов для каждого исполнителя пополам: одну поет он, вторую – Сергей.
Новый пик популярности начинается в 2014 году с гастрольным туром, посвященным 10-летию альбома «20 см». Белорусские панки колесят не только по городам Белоруссии, но и прорываются на фестивали России («Нашествие», «Доброфест) и Украины. Причем украинцам музыканты полюбились настолько, что в 2016-м «Дай дарогу!» вошли в пятерку лучших фестивальных групп страны, опередив многих отечественных исполнителей.