Создатели меню дополненной реальности о том, как пандемия подсказала им идею для инновационного проекта, о том, как новые технологии влияют на продажи в ресторанном бизнесе и их видении развития предпринимательства в рамках национального проекта МСП, сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты».
Маркетолог Евгений Ковальчук из Якутии и IT-разработчик Владислав Левицкий из Белоруссии познакомились в 2019 году, работали вместе с 3D-масками, но параллельно думали над совместным инновационным проектом в сфере AR (англ. augmented reality, AR — «дополненная реальность») Идею подсказал локдаун. Летом 2020 года после снятия карантина партнеры встретились в ресторане, чтобы обсудить возможности совместного проекта, и неожиданно поняли, что необходимо сфере питания в кризис.
«Нам принесли заламинированное меню, которое можно обрабатывать с обеих сторон обеззараживающими средствами в целях безопасности.
В нем не было картинок, только список блюд, и мы поняли, что такой формат безнадежно устарел в нынешних условиях. После локдауна многие рестораны уже сделали меню по QR-коду, но они совершенно не были адаптированы под телефоны и не были информативны. И мы начали развивать идею, как меню с использованием технологии дополненной реальности может помочь рестораторам в непростые времена», - вспоминает Евгений.
Коллеги осознали, что просто оцифровать меню недостаточно. Оно должно быть реалистичным и давать клиенту полное представление о том, что он увидит перед собой, когда официант вернется с кухни с его заказом, а также адаптированным под просмотр на экране телефона. На помощь пришли AR-технологии, которыми занимался Владислав.
В июле 2020 года команда предпринимателя взялась за разработку. Дополнительных инвестиций в новый проект не потребовалось, проект сделали ресурсами агентства Владислава Inontech. Евгений же занялся маркетинговой составляющей меню дополненной реальности так, чтобы оно стало не просто «технологичной игрушкой» для посетителей, но и эффективным инструментом для рестораторов в пандемию.
«Для создания реалистичных 3D-моделей еды мы использовали технологию фотограмметрии. Ее главный механизм – нахождение похожих точек между двумя соседними изображениями и вычисление положения одного кадра относительно другого. Затем по получившемуся массиву воссоздали 3D-модель и наложили текстуру из видео. По этому принципу создается "живая" модель блюд, которые во многих ресторанах до сих пор представлены просто текстом. Мы хотели сделать так, чтобы у каждого блюда был профайл с полноценным описанием, рейтингом, отзывами, калорийностью. Но, самое главное, чтобы оно полностью соответствовало тому, что клиент получает в результате,» – объясняет Владислав.
Роботизированное обслуживание
«Нынешние меню никак не позволяют работать бизнесу с Big data, мы же сделали платформу, которая дает возможность предпринимателям из этой сферы получать качественную обратную связь и аналитику, сколько раз заказывали определенное блюдо, его рейтинг, что клиенты реально думают о его вкусе и качестве, как пользователь скролит меню, на каких моментах останавливается, какие пролистывает. По сути наше меню позволяет, в том числе, отвечать на все те вопросы, на которые отвечает официант, и делать дополнительные продажи с помощью рекомендательного сервиса, который сообщит гостю, что к его ризотто с белыми грибами идеально подойдет бокал пино гриджио,» – рассказывает Владислав.
Ключевая особенность платформы, по словам создателей, что меню способно «продавать» не только с помощью визуализации блюд, но и анализировать индивидуальные предпочтения клиентов. Отслеживать, что они чаще всего заказывают, и не предлагать «веганам стейки, а мясоедам фалафель». Также ориентироваться по геологации и отправлять пользователям уведомления с предложением, например, забрать в любимой кофейне уже готовый завтрак по дороге на работу.
Меню предпринимателей работает с помощью наведения камеры смартфона на QR-код на столе. После этого шага на экране появляется меню, клиент выбирает то, что ему интересно, снова открывается камера и на своем столе он уже видит максимально реалистичную 3D-модель блюда. Работает платформа на любой модели телефонов, будь то операционная система IOS или Android, у которого есть камера и доступна функция считывания QR-кодов. По словам предпринимателей, в США и России уже есть похожие разработки, но они представлены в виде приложений и не предоставляют заказчику практически никакой аналитики и не позволяют рестораторам экономить на персонале.
«Профессии, которые не требуют интеллектуального труда, постепенно уходят. В современном мире время становится ценнейшим ресурсом, и такие технологии, как наша платформа, позволяют его экономить гостям, а рестораторам – на штате официантов, которые зачастую просто носят заказы из пункта А в пункт Б без какой-либо смысловой нагрузки. Безнадежно много времени на этом этапе работы рестораны тратят впустую. С меню дополненной реальности не нужно больше ждать, пока официант подойдет и примет заказ, все автоматически отправляется на кухню. Таким образом рестораторы смогут сократить штат и время подачи блюда,» – объясняет Евгений.
Рост выручки за счет технологий
От идеи до готовности проекта прошло 2 месяца. Коллеги начали тестировать платформу и презентовать ее представителям ресторанной отрасли. Но столкнулись с тем, что в условиях неопределенности и постоянно меняющихся ограничений предприниматели не очень охотно расстаются с деньгами.
«Спад оборота ресторанного бизнеса по данным Росстата в годовом выражении составил 14%. По нашим оценкам, оно даст приток клиентов тем ресторанам, которые первые к нам подключатся. Этого нет в мире, люди будут с интересом смотреть, как это работает, снимать сторис для соцсетей, показывать друзьям. Но основная задача – поднимать продажи за счет увеличения чека и рекомендаций. Однако в кризис предпринимателю сложно потратить на подключение к системе на 30 блюд и дальнейшее обслуживание 269 тыс. рублей», – рассказывает Владислав.
По этой причине предприниматели сейчас обсуждают возможность подключать компании за минимальные вложения, либо за процент от того, насколько их программа увеличит доходы заведений. В их планах сейчас обеспечить сотрудничество со 100-200 ресторанами и получить полноценную статистику, как технология влияет на продажи и оптимизирует расходы разных сегментов этого бизнеса. В перспективе Евгений и Владислав намерены выходить со своей разработкой на сервисы доставки, слабой стороной которых как раз является отсутствие возможности увидеть блюдо до того, как его доставят домой, считают они.
Владислав отмечает, что в Белоруссии, откуда он родом, активный рост IT-отрасли и появление большого количества талантливых разработчиков было вызвано тем, что государством был создан парк высоких технологий, который давал выгодные налоговые условия. Предприниматели платили властям всего лишь 1% от выручки, при этом НДС они платили не от полной, а от средней по Белоруссии – 500 долларов. Это было выгодно отрасли, и началось развитие. Поэтому появление в России национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» частично решило эту задачу, в том числе за счет наращивания числа резидентов технопарков и льготного финансирования. Такая господдержка, на взгляд Владислава, может привести к активному развитию информационных технологий в стране.
Никита Мизунов