Найти тему
Пишем и беседуем

Основы композиции: направления и диагонали. Приёмы и принципы на примере картин художников.

В предыдущей статье мы познакомились с основой основ видения художника. Поняли, что плоскость не равна сама себе. И познакомились с тяжёлыми и лёгкими углами изобразительной плоскости. На этот раз, как и обещал, поговорим о направлении движения и диагоналях в композиции.

Напомню, что в ходе процесса обучения, наши глаза привыкают двигаться слева направо, сверху вниз. И в будущем мы начинаем рассматривать предметы именно в таком порядке. Эти особенности восприятия используют многие художники при создании своих произведений.

-2

Сейчас я приведу несколько схем, которые вы можете использовать при рисовании или прочтении картин других художников. И так, с учётом особенностей восприятия, движение слева направо даётся нам легче, без сопротивления, свободнее, быстрее. Отсюда можно изобразить такую схему (фото ниже).

-3

И в наоборот, движение справа налево даётся нам труднее, с сопротивлением, медленнее, тяжелее. На схеме это будет выглядеть так (фото ниже).

-4

То же самое касается диагоналей, но при этом к ним мы подключаем наши знания о лёгких и тяжёлых углах, усиливая или нивелируя те или иные впечатления. На схемах это выглядит так (фото ниже).

-5
-6

А теперь, давайте на примере известного художника Александра Дайнеки, рассмотрим, как это работает в реализованных произведениях. Вот посмотрите (фото ниже) картину художника, которая называется "Оборона Петрограда". Что мы на ней видим.

-7

На первом плане строем шагают солдаты. Они здоровы, сильны, бодры, нацелены на победу в борьбе с врагом. И направление движения (слева направо) подчёркивает их мощь, силу, стремление. А на втором плане, с поля боя, по мосту возвращаются уставшие, раненые, замёрзшие солдаты. И здесь уже мы видим направление движения справа налево. Вот как это выглядит на схеме (фото ниже).

-8

А теперь посмотрите схемы, что мы разбирали выше. Понимая особенности восприятия, мы можем использовать правила и приёмы композиции, усиливая необходимый эффект в своих произведениях (картинах, рисунках). А так же, тем самым, мы учимся читать картины, понимать автора, следовать заданным векторам его повествования.

-9

А теперь давайте вспомним картину Артура Джона Элсли, которую мы разбирали в прошлой статье. Жёлтой стрелкой отмечено направление, в котором мальчик тянет собаку, а зелёной линией отмечена диагональ. Мы уже знаем, что художник, зная особенности зрительного восприятия, усилил эффект тяжести, поместив собаку в правую нижнюю область изобразительной плоскости. А добавив сюда направление движения при котором наш взгляд встречает сопротивление и "отрицательную" (назову её так) диагональ, мы получаем ещё больший эффект, при котором создаётся ещё большее впечатление, что мальчик прикладывает неимоверные усилия, пытаясь тащить собаку.

-10

Таким образом, понимая особенности восприятия, мы можем использовать эти знания при создании композиции своих картин. На этом же основаны и правила и приёмы композиции, о которых я ещё расскажу вам в своих следующих статьях.

Текст авторский. Картинки и схемы являются наработками автора. Репродукции картин художников взяты из свободных источников.

Подписывайтесь на мой канал: Планета творчества.

Пишите, какие темы были бы вам интересны: рисунок, живопись, композиция, мануалы по различным графическим программам или что-то ещё? С удовольствием, на примерах покажу и расскажу то, что знаю сам.