В предыдущей статье мы познакомились с основой основ видения художника. Поняли, что плоскость не равна сама себе. И познакомились с тяжёлыми и лёгкими углами изобразительной плоскости. На этот раз, как и обещал, поговорим о направлении движения и диагоналях в композиции.
Напомню, что в ходе процесса обучения, наши глаза привыкают двигаться слева направо, сверху вниз. И в будущем мы начинаем рассматривать предметы именно в таком порядке. Эти особенности восприятия используют многие художники при создании своих произведений.
Сейчас я приведу несколько схем, которые вы можете использовать при рисовании или прочтении картин других художников. И так, с учётом особенностей восприятия, движение слева направо даётся нам легче, без сопротивления, свободнее, быстрее. Отсюда можно изобразить такую схему (фото ниже).
И в наоборот, движение справа налево даётся нам труднее, с сопротивлением, медленнее, тяжелее. На схеме это будет выглядеть так (фото ниже).
То же самое касается диагоналей, но при этом к ним мы подключаем наши знания о лёгких и тяжёлых углах, усиливая или нивелируя те или иные впечатления. На схемах это выглядит так (фото ниже).
А теперь, давайте на примере известного художника Александра Дайнеки, рассмотрим, как это работает в реализованных произведениях. Вот посмотрите (фото ниже) картину художника, которая называется "Оборона Петрограда". Что мы на ней видим.
На первом плане строем шагают солдаты. Они здоровы, сильны, бодры, нацелены на победу в борьбе с врагом. И направление движения (слева направо) подчёркивает их мощь, силу, стремление. А на втором плане, с поля боя, по мосту возвращаются уставшие, раненые, замёрзшие солдаты. И здесь уже мы видим направление движения справа налево. Вот как это выглядит на схеме (фото ниже).
А теперь посмотрите схемы, что мы разбирали выше. Понимая особенности восприятия, мы можем использовать правила и приёмы композиции, усиливая необходимый эффект в своих произведениях (картинах, рисунках). А так же, тем самым, мы учимся читать картины, понимать автора, следовать заданным векторам его повествования.
А теперь давайте вспомним картину Артура Джона Элсли, которую мы разбирали в прошлой статье. Жёлтой стрелкой отмечено направление, в котором мальчик тянет собаку, а зелёной линией отмечена диагональ. Мы уже знаем, что художник, зная особенности зрительного восприятия, усилил эффект тяжести, поместив собаку в правую нижнюю область изобразительной плоскости. А добавив сюда направление движения при котором наш взгляд встречает сопротивление и "отрицательную" (назову её так) диагональ, мы получаем ещё больший эффект, при котором создаётся ещё большее впечатление, что мальчик прикладывает неимоверные усилия, пытаясь тащить собаку.
Таким образом, понимая особенности восприятия, мы можем использовать эти знания при создании композиции своих картин. На этом же основаны и правила и приёмы композиции, о которых я ещё расскажу вам в своих следующих статьях.
Текст авторский. Картинки и схемы являются наработками автора. Репродукции картин художников взяты из свободных источников.
Подписывайтесь на мой канал: Планета творчества.
Пишите, какие темы были бы вам интересны: рисунок, живопись, композиция, мануалы по различным графическим программам или что-то ещё? С удовольствием, на примерах покажу и расскажу то, что знаю сам.