Найти тему
Now&Then Russia

Большой Каменный мост (Всехсвятский) сквозь века. Выпуск 17.

Оглавление
Всехсвятский мост Белого города.
Всехсвятский мост Белого города.

Московские мосты – это настоящие свидетели смены эпох. Их перестраивали бесчисленное количество раз: и в дореволюционное время, и в советское. В итоге до наших дней не дошло практически ни одного моста, по которому ходили веками москвичи. Теперь мы можем изучить их историю только по фотографиям и картинам.

Сегодня речь пойдет о Большом Каменном (Всехсвятском) мосте. На картине сверху как раз изображен первый постоянный каменный мост. Эта картина была написана А.Васнецовым. На ней изображен Всехсвятский мост в XVII веке. Москва здесь похоже на сказочный город. Нельзя отрицать, что художники часто приукрашали старинные виды. Так ли выглядел мост на самом деле? Начнем изучение моста по эпохам его развития.

1. Всехсвятский мост

Старый Всехсвятский мост действительно выглядел так, как изображал его Васнецов на своей картине. Это подтверждают древние литографии. До этого здесь долгое время существовал деревянный наплавной мост. В XVII веке решено было построить долговечный каменный мост. Для этого царем Михаил Романовым в 1643 году был приглашен мастер из Страсбурга Ягон Кристлер. Достроили мост только в конце века, достройкой занимался уже монах старец мастер каменного дела Филарет.

Мост вошел в состав укреплений Белого города. Именно поэтому он был больше похож на крепость над водой – его оборонительная роль была велика. В начале моста стояла Шестивратная башня (названа по количеству проездов). Длина моста составляла 170 метров, а ширина 22 метра.

На строительство моста потратили огромные суммы денег. Он считался "золотым". Наряду с Сухаревой башней, колокольней Ивана Великого, Всехсвятский мост стал украшением древней Москвы.

Постепенно оборонительная роль моста сходила на нет. Его "оккупировали" торговцы, которые разместили тут сотни лавок. Мост со временем ветшал и в конце XVIII века его решили реконструировать.

2. Каменный мост после реконструкции при Екатерине II

Картина Ф.Алексеева. Мост в 1800-х
Картина Ф.Алексеева. Мост в 1800-х

После этой реконструкции мост сохранил свои очертания. Исчезли только оборонительные укрепления и торговые лавки.

Да простят меня за такие сравнения, но по масштабу архитектурных преобразований города Екатерину II можно сравнить со Сталиным. При Екатерине II Москве постарались придать "европейский облик". Под снос пошли все стены Белого города, вместо них организовали Бульварное кольцо. Не знаю, правильно ли это.

Просто на секунду представьте, что стены Белого города, снесенные при Екатерине II, стены Китай-города, снесенные при Сталине, существуют до сих пор. Да Москва бы тогда стала центром мирового туризма, уверяю вас!

Вот просто сравните:

1) Карлов мост в Праге

-4

2) Всехсвятский мост до реконструкции Екатерины II

-5

Эти мосты похожи. Мост в Праге – изюминка города, одна из главных достопримечательностей. А теперь представьте в своем воображении такой мост в современной Москве. Да сюда бы толпы туристов стекались!

Стоит сказать, что мост после реконструкции при Екатерине II простоял довольно долго – до 1850-х годов. К счастью, его запечатлели на первых фотографиях города. Давайте посмотрим на них.

Да-да, это Москва! Удивительный древний вид города, не верится даже, что это правда знакомая нам Москва. Только дом Пашкова развеивает сомнения.

-6

Одно восхищение!

-7

Но, наши предки решили его снести. В 1850-х годах древний мост XVII века разобрали.

Говорят, что этот мост разрушили с трудом... Такая сила была в этом многовековом строении. Жители Москвы с сожалением наблюдали за разрушениям. Лично мне кажется, что этот памятник был не менее ценный, чем постройки Кремля.

3. Каменный мост 1859 года.

В 1859 году был построен новый трехпролетный мост Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга. Он был также очень красив, но все же уступал старинному мосту. Фотографий этого моста сохранилось довольно много.

-9

Мост и Храм Христа Спасителя

-10

Вид в сторону Кремля

-11

Стоит сказать, что эти мосты в отличие от советского находились немного в другом месте. Мост располагался в конце улицы Ленивка и выходил к современному дому на Набережной. Вот фотография:

-12

Еще одно фото:

-13

Вид в сторону Ленивки:

-14

Вот наглядное сравнение было/стало:

-15

Так могла выглядеть Москва сейчас:

-16

4. Большой Каменный мост 1938 год.

1950 год.
1950 год.

Пока что это последний мост, построенный на этом месте в Москве. Мост теперь выходит не на Ленивку, а на Боровицкую площадь. Его длина составляет 487 метров, строил инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы – В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

Редкое фото – два моста вместе:

-18

Мост позволил развести потоки: нет прямого пересечения с дорогой на набережной.

-19

Теперь вид такой:

-20

На этом история о Большом Каменном (Всехсвятском мосту) подошла к концу. Надеюсь, что Вам было интересно ее прочитать.

Мой инстаграм: @nowandthenrussia

Старые фото: pastvu