Найти в Дзене
РЭШ

Африка: религия, этническая принадлежность и мобильность населения

Оглавление

Профессор Лондонской школы бизнеса Элиас Папайоанну прочитал в РЭШ лекцию «Африка: религия, этническая принадлежность и мобильность населения», основанную на совместной с профессорами Альберто Алесиной, Стелиосом Михалопулосом (Brown University) и Стефаном Хохманном статье.

Почему Африка?

Религиозный фундаментализм в глобальном масштабе находится на подъеме: мир видит все больше и больше связанных с религией терактов, насилия и конфликтов. Африка была выбрана в качестве объекта исследования по двум важным причинам.

  • Во-первых, многие социологи рассматривают распространение христианства на континенте как крупнейший социальный эксперимент. Всего сто лет назад африканцы в основном исповедовали традиционные местные религии (анимализм), но христианские миссии и колониальные державы пытались привить им христианство, которое, по их мнению, должно было помочь в модернизации общества.
  • Во-вторых, в настоящее время в Африке количество людей, исповедующих ислам, растет быстрее, чем приверженцев какой-либо другой религии: по прогнозам, к 2050 году число мусульман на континенте составит около 670 млн человек, тогда как христиан будет насчитываться около 1 млрд человек.

Как религия влияет на мобильность в образовании?

Авторы исследования на примере разных групп попытались объяснить те силы, которые приводят к разрыву в связанной с религией межпоколенческой мобильности. Было обнаружено, что среди африканцев, родившихся в 40-х годах ХХ века и получивших начальное и среднее образование до обретения их странами независимости, доля христиан была в два раза выше, чем мусульман. Через 40 лет эти пропорции практически не изменились. Например, в Нигерии вероятность того, что ребенок из христианской семьи, чьи родители не закончили начальную школу, окончит начальную школу, составляла 80%, тогда как для мусульман эта доля составляла менее 50%, а для приверженцев традиционных местных религий - около 30%. В итоге значительный разрыв (который отрицательно коррелирует и с доходом) в образовательной мобильности в относительно бедных африканских странах и в странах с высоким уровнем религиозной сегрегации свидетельствует о том, что распространение религий имеет сильное влияние на образовательную мобильность.

Семья, география и другие факторы

Вероятность того, что девушка-христианка пойдет в школу, примерно на 7,5 процентных пункта выше по сравнению с вероятностью для девушки-мусульманки из того же региона и из семьи с похожими наблюдаемыми характеристиками. Аналогичные закономерности существуют и в нисходящей мобильности: шансы, что дети-мусульмане и дети-анимисты не смогут достичь уровня образования своих родителей гораздо выше. При этом исследование показывает, что для девочек особенности семьи играют более важную роль. Характеристики домохозяйства и семьи в целом объясняют около 10% наблюдаемых различий в восходящей или нисходящей мобильности между религиозными группами. Тем временем, территория проживания, как правило, объясняет половину разрыва в вертикальной мобильности между мусульманами, христианами и анимистами, а самое сильное проявление она получает в Нигерии, Бенине, Гане и Сенегале.

Еще один фактор социальной мобильности населения связан с переездом на новое место жительства. Было отмечено, что мальчик-христианин, чья семья переезжает, когда ему около года, имеет гораздо больше шансов закончить начальную школу, чем мальчик-христианин, чья семья переезжает, когда ему около 15 лет, потому что этот ребенок уже вряд ли будет посещать школу или получит другую социальную выгоду от попадания в более благополучный регион. Тем временем, переезды после возраста 15 лет снова способствуют более высокому уровню вертикальной мобильности. Это связано с тем, что решающиеся на переезд семьи, как правило, обладают лучшими характеристиками и переезжают они, как правило, в более благополучный регион.

Некоторые выводы

Результаты исследования показывают существование значительных разрывов в восходящей и нисходящей социальной мобильности между христианами, мусульманами и анимистами, что во многом объясняется региональными факторами. Тем временем, даже в пределах одного и того же региона значительный разрыв в мобильности между разными поколениями наблюдается между представителями разных религий. Такие показатели, как, например, экономическое развитие и благоприятное географическое положение, одинаково важны для социальной мобильности представителей всех религий, тогда как мусульмане и анимисты, как правило проживают в менее экономически развитых районах и имеют детей более старшего возраста. Интересно, что положение мусульман относительно хуже в регионах, где они либо являются абсолютным меньшинством, либо большинством. Исследование также показывает, что если и христиане, и мусульмане, и анимисты переезжают из мест с низкой социальной мобильностью в места с более высокой мобильностью, все они выигрывают, при этом наиболее позитивные результаты наблюдаются для девочек из мусульманских семей.

Посмотреть видеозапись лекции и презентацию спикера можно здесь.