Сегодня мы приступаем к разбору задания, которое на первых порах пугает учеников своим объёмом, а потом становится понятным и даже любимым. Речь идёт о задании 8, где необходимо найти неправильно построенные предложения и соотнести их с видами грамматических ошибок.
Приступать к выполнению этого задания можно, если ученик уже умеет выделять грамматическую основу предложения, находить однородные члены, видит причастные и деепричастные обороты и не путает их между собой. Со всем остальным можно разобраться по ходу пьесы.
Пойдём от простого к сложному. Сегодня разберём, как увидеть ошибку в построении предложения с несогласованным приложением.
Итак, приложение - это определение, выраженное существительным. Например: город (какой?) Красноярск, река (какая?) Енисей
Приложения бывают согласованными (то есть они изменяются при изменении формы главного слова: кот (какой) Васька, люблю кота (какого?) Ваську, у кота (какого?) Васьки)
и несогласованными (при изменении формы главного слова такие приложения сохраняют форму именительного падежа: стихотворение (какое?) "Памятник", в стихотворении (каком?) "Памятник").
В поисках нарушений в построении предложения с несогласованным приложением мы должны обращать внимание на предложения с названиями газет, журналов, романов, повестей, пьес, художественных полотен, кинофильмов и т.п. Например:
В журнале "Крестьянка" был опубликован несложный рецепт торта "Муравейника".
Первое приложение употреблено без ошибки. Как ему и положено, оно стоит в форме именительного падежа: в журнале (каком?) "Крестьянка". Второе приложение поставлено в форму родительного падежа: торта (какого?) "Муравейника". Это и есть ошибка, которую мы ищем. Исправляем предложение и получаем: в журнале "Крестьянка" был опубликован несложный рецепт торта "Муравейник".
Следует заметить, что если главное слово отсутствует, то приложение склоняется, то есть ставится в нужный падеж: в "Крестьянке" был опубликован несложный рецепт "Муравейника".
Кстати, если кому-то нужен рецепт "Муравейника", его можно найти здесь.
Сложности могут возникнуть, если мы не знаем точного названия того или иного произведения. Например, в открытом банке заданий, опубликованном на сайте ФИПИ, мне встречалось предложение:
Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А.И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну работу, применив тот же световой эффект.
Слово "ночи" может быть формой именительного падежа множественного числа, а также формой родительного падежа единственного числа. Если не знать, что картина Куинджи называется именно "Ночь на Днепре", то ошибку можно найти только методом исключения.
Продолжая тему живописи, от теории переходим к практике. Отметьте номера предложений, в которых допущена ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.
1. К лучшим работам Тербрюггена относятся два варианта "Флейтиста", которые хранятся в Кассельской картинной галерее, и полотно "Пастух с флейтой".
2. В картине «Заснувшей прядильщице» обнаруживаются наблюдательность художника в передаче бытовых подробностей, присущее ему чувство юмора, характерные живописные приемы.
3. В луврской "Цыганке" с изумительной меткостью художником схвачены задорная улыбка и лукавый взгляд, которым цыганка обменивается с невидимым собеседником.
4. Нотки грусти, разочарования прослеживаются в картине "Портрете мужчины в широкополой шляпе", написанной 1660-е годы.
5. Критики восхищались полотном "Портретом мужчины в черной одежде", где тончайшие красочные оттенки особенно выигрывают при сопоставлении с господствующими в картине основными тонами.
6. В картине «Горном пейзаже» исследователи видят художественную мощь и драматизм, предвосхищавший пейзажи Рембрандта.
7. Колорит картин "Вид реки Вааль у Неймегена" и "Вид реки Маас у Дордрехта" выдержан в единой коричневато-серой тональной гамме.
8. В нюрнбергской картине "Апостоле Павле" дан индивидуальный образ героя, оставленного наедине с собой и погруженного в размышления.
9. Принесший славу Рембрандту "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским, так как художник по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых.
10. На картине "Завтрак с ежевичным пирогом" изображён накрытый стол, где размещены блюдо с пирогом, серебряный кувшин, стеклянный бокал, тарелки и ножи.
P.S. При составлении практического задания была использована монография Е. Ротенберга "Искусство Голландии 17 века".
Кто хочет узнать, как найти другие ошибки 8-го задания и получить за него пять баллов, оставайтесь на канале Люблю читать, люблю писать. Именно об этом пойдёт речь в следующих публикациях:
Что такое видо-временная соотнесённость глагольных форм
Ищем ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом: пошаговая инструкция
Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (теория)
Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (практика)
Ошибка в 8-м задании, которую труднее всего найти (теория)
Ошибка в 8-м задании, которую труднее всего найти (практика)
Усложнённый авторский вариант 8-го задания
Для тех, кто первый раз на моём канале, оставляю ссылку на статью-навигатор.