Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку: от простого к сложному

Сегодня мы приступаем к разбору задания, которое на первых порах пугает учеников своим объёмом, а потом становится понятным и даже любимым. Речь идёт о задании 8, где необходимо найти неправильно построенные предложения и соотнести их с видами грамматических ошибок.

Приступать к выполнению этого задания можно, если ученик уже умеет выделять грамматическую основу предложения, находить однородные члены, видит причастные и деепричастные обороты и не путает их между собой. Со всем остальным можно разобраться по ходу пьесы.

Пойдём от простого к сложному. Сегодня разберём, как увидеть ошибку в построении предложения с несогласованным приложением.

Итак, приложение - это определение, выраженное существительным. Например: город (какой?) Красноярск, река (какая?) Енисей

Река Енисей. Фото из личного архива автора
Река Енисей. Фото из личного архива автора

Приложения бывают согласованными (то есть они изменяются при изменении формы главного слова: кот (какой) Васька, люблю кота (какого?) Ваську, у кота (какого?) Васьки)

Кот (пусть будет) Васька (но это не точно). Живёт усадьбе В. И. Сурикова. Фото из личного архива автора
Кот (пусть будет) Васька (но это не точно). Живёт усадьбе В. И. Сурикова. Фото из личного архива автора

и несогласованными (при изменении формы главного слова такие приложения сохраняют форму именительного падежа: стихотворение (какое?) "Памятник", в стихотворении (каком?) "Памятник").

Тогда уж и фото с памятником Сурикову. Из личного архива автора
Тогда уж и фото с памятником Сурикову. Из личного архива автора

В поисках нарушений в построении предложения с несогласованным приложением мы должны обращать внимание на предложения с названиями газет, журналов, романов, повестей, пьес, художественных полотен, кинофильмов и т.п. Например:

В журнале "Крестьянка" был опубликован несложный рецепт торта "Муравейника".

Первое приложение употреблено без ошибки. Как ему и положено, оно стоит в форме именительного падежа: в журнале (каком?) "Крестьянка". Второе приложение поставлено в форму родительного падежа: торта (какого?) "Муравейника". Это и есть ошибка, которую мы ищем. Исправляем предложение и получаем: в журнале "Крестьянка" был опубликован несложный рецепт торта "Муравейник".

Следует заметить, что если главное слово отсутствует, то приложение склоняется, то есть ставится в нужный падеж: в "Крестьянке" был опубликован несложный рецепт "Муравейника".

Кстати, если кому-то нужен рецепт "Муравейника", его можно найти здесь.

Сложности могут возникнуть, если мы не знаем точного названия того или иного произведения. Например, в открытом банке заданий, опубликованном на сайте ФИПИ, мне встречалось предложение:

Через год после вы­став­ки кар­ти­ны «Ночи на Дне­пре» А.И. Ку­ин­джи про­де­мон­стри­ро­вал зри­те­лям ещё одну работу, при­ме­нив тот же све­то­вой эф­фект.

Слово "ночи" может быть формой именительного падежа множественного числа, а также формой родительного падежа единственного числа. Если не знать, что картина Куинджи называется именно "Ночь на Днепре", то ошибку можно найти только методом исключения.

"Ночь на Днепре" А.И.Куинджи. Фото из открытых интернет-источников
"Ночь на Днепре" А.И.Куинджи. Фото из открытых интернет-источников

Продолжая тему живописи, от теории переходим к практике. Отметьте номера предложений, в которых допущена ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.

1. К лучшим работам Тербрюггена относятся два варианта "Флейтиста", которые хранятся в Кассельской картинной галерее, и полотно "Пастух с флейтой".

2. В картине «Заснувшей прядильщице» обнаруживаются наблюдательность художника в передаче бытовых подробностей, присущее ему чувство юмора, характерные живописные приемы.

3. В луврской "Цыганке" с изумительной меткостью художником схвачены задорная улыбка и лукавый взгляд, которым цыганка обменивается с невидимым собеседником.

4. Нотки грусти, разочарования прослеживаются в картине "Портрете мужчины в широкополой шляпе", написанной 1660-е годы.

5. Критики восхищались полотном "Портретом мужчины в черной одежде", где тончайшие красочные оттенки особенно выигрывают при сопоставлении с господствующими в картине основными тонами.

6. В картине «Горном пейзаже» исследователи видят художественную мощь и драматизм, предвосхищавший пейзажи Рембрандта.

7. Колорит картин "Вид реки Вааль у Неймегена" и "Вид реки Маас у Дордрехта" выдержан в единой коричневато-серой тональной гамме.

8. В нюрнбергской картине "Апостоле Павле" дан индивидуальный образ героя, оставленного наедине с собой и погруженного в размышления.

9. Принесший славу Рембрандту "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским, так как художник по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых.

10. На картине "Завтрак с ежевичным пирогом" изображён накрытый стол, где размещены блюдо с пирогом, серебряный кувшин, стеклянный бокал, тарелки и ножи.

Мой любимый "Завтрак с ежевичным пирогом" Виллема Клас Хеда. Фото из открытых интернет-источников
Мой любимый "Завтрак с ежевичным пирогом" Виллема Клас Хеда. Фото из открытых интернет-источников

P.S. При составлении практического задания была использована монография Е. Ротенберга "Искусство Голландии 17 века".

Кто хочет узнать, как найти другие ошибки 8-го задания и получить за него пять баллов, оставайтесь на канале Люблю читать, люблю писать. Именно об этом пойдёт речь в следующих публикациях:

Что такое видо-временная соотнесённость глагольных форм

Ищем ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом: пошаговая инструкция

Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (теория)

Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (практика)

Ошибка в 8-м задании, которую труднее всего найти (теория)

Ошибка в 8-м задании, которую труднее всего найти (практика)

Усложнённый авторский вариант 8-го задания

Для тех, кто первый раз на моём канале, оставляю ссылку на статью-навигатор.