А знаете ли вы, что средние века - это первая "звучащая" для нас историческая эпоха? Почему? Потому что именно в средневековье была изобретена нотная запись, которая с некоторыми изменениями, используется и по сей день! Как же это произошло, и кто автор такого, не побоюсь этого слова, эпохального открытия?
К счастью, имя автора-изобретателя нотации сегодня известно. Им стал итальянский монах Гви́до д’Аре́ццо (из города Ареццо), живший на рубеже X–XI веков (ок. 990 – ок. 1050).
Его вклад в развитие не только европейской, но и мировой музыки просто бесценен. Гвидо Аретинский (Ареццийский) был монахом в городке Помпозо и руководителем хора. Судя по всему, его очень тяготило то обстоятельство, что процесс обучения представлял собой непродуктивное, механическое заучивание путём многократных повторений. Это было утомительным и рутинным занятием. Тогда он задумался о грандиозной реформе - Гвидо стал изобретать способ фиксации звуков графически.
О том как звучала средневековая музыка, что такое григорианский хорал и какие ещё жанры были распространены в церковной музыке читайте на канале.
Аретинцу пришла идея, что можно отмечать звуки заштрихованными квадратиками - но́тами (от латинского слова nota– знак), размещая их на нотном стане, состоящем из параллельных линий. Нотные знаки располагались не только на самих линейках, но и между ними. Таким образом, он фиксировал условную высоту каждого музыкального звука.
Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
Для начала, что бы обозначить каждую ноту, он решил использовать первые буквы латинского алфавита - А, B, C, D, E, F, G. Затем, Гвидо дал названия первым шести ступеням музыкального звукоряда – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Для этого он воспользовался начальными слогами гимна в честь Иоанна Крестителя, считавшегося покровителем церковного пения.
UT queant laxis (Чтобы слуги твои)
REsonare fibris (Голосами своими)
MIra gestorum (Смогли воспеть)
FAmuli tuorum (Деяния твои)
SOLve polluti (Очисти грех)
LAbii reatum, (С наших уст),
Sancte Iohanne (Святой Иоанн)
Позже, спустя века, начальные буквы словосочетания Sancte Iohanne– Святой Иоанн – стали обозначать седьмую ступень этого звукоряда – Si, а название первого звука Ut заменили на Do (от латинского «Dominus» - «Госпо́дь»), так как в первоначальном виде он был не очень удобен для пропевания. Кроме того, четыре линейки средневекового нотного стана, пополнились ещё одной.
Считается, что Гвидо из Ареццо создал и своеобразную систему наглядного обучения нотной грамоте, получившую название «гвидо́нова рука». Дело в том, что аретинский монах на фалангах и кончиках пальцев левой руки помещал изображения нот, правой же рукой, во время исполнения музыки он показывал певчим, какой именно звук нужно петь в данный момент.
Поразительно, но музыкальная реформа, начатая Гвидо, смутила монастырскую братию, и он был вынужден покинуть свою обитель. Когда, уже живя в Ареццо, он завершил начатое дело, и составил собственный "Антифонарий" (сборник католических песнопений), записанный новым способом, то решил представить этот труд самому папе Римскому Иоанну XIX.
Понтифик принял музыканта, и весьма заинтересовался его предложением. Когда папе удалось самостоятельно прочитать ноты с листа, то он пришёл в восторг и издал указ о распространении нотной записи повсеместно.
С именем Гвидо Аретинского связывают и происхождение музыкальных ключей – знаков устанавливающих высоту звучания написанных нот.
Реформу Гвидо трудно переоценить, он словно запустил дремавший механизм развития музыки. Теперь у музыкантов появилась возможность не только повторять ранее заученное, но и исполнять дотоле неизвестные им произведения без помощи знающих посредников, и не затрачивая на это такое количество времени, как раньше. Но, что ещё более важно, нотная запись позволила появится композиторам! Они, внося творческий элемент, стремясь разнообразить звучание, изыскивая новые средства выразительности, начали усложнять музыку всё более и более. Это привело сначала, к рождению многоголосия, а затем и развитию светского музицирования, о котором читайте в следующей статье.
Дело Гвидо было продолжено другими европейскими музыкантами-теоретиками, которые делали запись музыки всё более удобной. Как я уже писала, сначала появились скрипичный и басовый ключи, однако запись всё ещё не была точной - не было обозначения длительностей.
Их ввёл Франко Кёльнский в XIII веке, создав, так называемую, мензуральную ("размеренную") нотацию. Введённые им четыре длительности - «максима», «лонга», «бревис» и «семибревис», стали различаться формой ноты, и её цветом (закрашенные и пустые).
Доработал эту систему спустя век француз Филипп де Витри, создав ещё четыре, более мелких обозначения длительностей «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу», впервые употребив для их обозначения вертикальные палочки - штили.
В XV столетии окончательно сложилась система различий длительностей с помощью окраски нот - короткие длительности закрашенные, а длинные - нет. Тогда же стали использоваться значки для обозначения пауз - остановок в музыкальной ткани произведения. И только к XVIII веку ноты приобрели округлую форму, которой мы пользуемся и сейчас, а система записи музыки окончательно сложилась почти в современном виде.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Средневековый город - колыбель готического стиля.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.