Пару дней назад на Медузе вышла интересная статья-исследование феномена хамства, как печального наследия советского прошлого - на примере роддомов, да, да).
⠀
Авторы статьи предполагают, что хамство возникает в первую очередь в авторитарных режимах, где управление осуществляется "сверху вниз" и где избранные отвечают за доступ граждан к определенным ресурсам и распределяют их. Будучи операторами точек доступа к благам, они чувствуют свою полную безнаказанность за грубость и несправедливость.
Будучи социологами, мы рассматриваем хамство как особый тип коммуникации, для которой характерны грубое обращение и эмоциональное давление на собеседника. При этом хамство — это не просто грубость или несдержанность. Важно, что оно возникает в определенном (авторитарном) социальном контексте и даже становится нормой общения внутри него. Теоретически, когда этот контекст меняется, уровень хамства должен снизиться.
Мы проиллюстрируем эту практику на примерах роддомов: роженицы в России часто чувствуют себя особенно уязвимыми и беспомощными, но далеко не всегда имеют возможность получить желаемую помощь в других условиях.
Авторы исследования, опросив наших современниц, в рамках проекта «Выбор, контроль и доверие в родах» выявили, что российские роженицы часто сталкиваются с грубостью медперсонала, будучи в абсолютно зависимом и беспомощном состоянии, без доступа близких.
Мой личный опыт родов в провинциальной больнице подтверждает данную гипотезу. Поскольку у меня была договорённость с конкретным врачем и его бригадой, сами роды прошли отлично - медперсоналу могу сказать только спасибо. С хамством и даже угнетением столкнулась в послеродовом отделении. Полагаю, это случилось от того, что здесь врачам не перепало, как говорится. Истерик я тогда не устраивала - обратилась за помощью к "своему" врачу и выписалась из больницы по заявлению.
Еще Сергей Довлатов, пытаясь разобраться в этом феномене, написал небольшое эссе о феномене хамства: "...хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность". Переехав в Америку, писатель сравнивал тамошнюю сферу услуг "не то с пажеским корпусом, не то институтом благородных девиц". И признался, что в первое время часто попадал впросак, думая, что вежливо улыбающиеся продавщицы повально и внезапно в него влюбляются.
⠀
Наш современник актер Алексей Серебряков, перебравшийся недавно в Канаду на ПМЖ, пошел дальше, заявив в одном из интервью, что "...сила, наглость и хамство представляют собой трех слонов национальной идеи России".
Очень неприятно и печально читать такое о себе.
В России уже давно сфера услуг в частных руках. Казалось бы, бизнесмены, как никто, должны быть заинтересованы в том, чтобы покупатель или пользователь услуг был обласкан и удовлетворен, чтобы он вернулся не только за товаром/услугой, но и порцией комплиментов.
Медицинские и другие условно-бесплатные услуги мы давно так или иначе оплачиваем, а значит, имеем право получить за свои деньги если не любезность, то хотя бы вежливость.
В госучреждениях хамство весьма эффективно искореняется - с помощью онлайн услуг, общественных порок зарвавшихся чиновников.
Давайте и мы скинем этот ненужный балласт прошлого. Хотя бы тем, что на хамство будем отвечать не взаимностью, а холодной вежливостью.
⠀Еще по теме:
Хамство как национальный спорт
Топ хамских высказываний российских чиновников
Подборка самых хамоватых персонажей в литературе