Всё изложенное в этой статье является субъективным мнением нашей редакции. Вы можете согласиться, а можете не соглашаться с написанным.
Бродский
Тотальное увлечение поэтом Иосифом Бродским в наше время просто поразительно. Ещё десятилетие назад его хорошо знали разве что в Петербурге или в узком кругу любителей словесности. Простой народ Бродского почти не читал. С появлением соцсетей вирусным стало вот это стихотворение поэта:
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
А что в нём такого? Поэт призывает ничего не делать в этой жизни, так как всё бессмысленно. Попахивает декадансом. И в тоже время молодёжь буквально начинает боготворить этот текст. Потом находятся ещё несколько стихотворений Бродского, которые целыми пачками копируют в соцсетях. Например, это:
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
Или это:
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
Именно эти тексты Бродского цитируются больше всего. А ведь поэт написал огромное количество стихов. Бродский был крепкий ремесленник и создавал чуть ли по одному стихотворению в день! Мало кто вообще читал всего Бродского, так как это довольно сложный поэт, «куски текстов» которого часто вырывают из контекста.
Кто-то не согласится, но всемирную известность Бродскому принесли не его стихи, а его противостояние с советской властью. Не сослали бы за границу, не отправили бы за тунеядство в далёкие дали, не посадили бы за решётку, не сказала бы про него Ахматова «какую биографию делают нашему рыжему», и знать бы его никто сегодня не знал.
Талант у него был. Тут не поспоришь. Бродский прекрасно понимал что он пишет и для кого он пишет. Стремился ли он быть понятным простому читателю это ещё вопрос. Но народным поэтом его точно не назовёшь. А вот его главный "оппонент эпохи" Владимир Высоцкий совершенно другое дело.
Высоцкий
О Владимире Высоцком тоже в последнее время говорят много. Но в отличии от Бродского его популярность как началась в 70-е годы, так не спадает до сих пор. Нет, Высоцкий не суперзвезда и его песни не кричат из каждого утюга как сорок лет назад. Владимир Высоцкий стал классиком (как и Бродский), а классиков принято слушать или читать в полном одиночестве. Не нужно на всю улицу кричать, что ты поклонник Высоцкого. Наверняка, если это так, то друзья давно уже знают, что вы поклонник (ца) Владимира Семёновича.
И всё-таки Высоцкий более понятен людям, даже когда поёт:
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Даже дети понимаю Высоцкого, когда слышат его песни (правда не все). Взять хотя бы:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите — три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика —
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая
(Если жив пока ещё) гимнастика!
И вроде бы всё понятно. Бродский словно создан для чтения интеллигенцией, эрудитами и интеллектуалами, ведь почти в каждом его стихотворении зашифрованы даты, числа, события и имена, которые может знать только образованный человек.
Высоцкий же старается донести мысль как можно проще. Даже когда поёт:
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок —
И ударит душа на ворованных клячах в галоп!
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Но поэт в России больше, чем поэт. Есть один "общий знаменатель", что роднит этих двух противоположных авторов.
Часто слышишь такие слова:
"Высоцкий хорошо воспринимается с похмелья".
Или:
"Чтобы читать Бродского нужно выучить энциклопедию".
Но все эти люди, которые пытаются подогнать поэтов под определённые рамки и настроения, не понимают одного:
"Хороший поэт воспринимается под любое настроение. А то что он вам так "зашёл" ещё не значит, что у всех так".
Любой поэт всегда замахивается на вечность. А вечность в ответ либо смеётся над ним, либо награждает «нахала». Много кто был популярен при жизни. Много кого почитали десятилетиями, а потом забыли. Но мало кого помнят после смерти. Только самых крупных поэтов, которые пусть и своими словами (порой непонятными, сложными, алкоголическими), но вечностью принимаются. Вечность лучше знает, кому лапу подать и провести на пьедестал, но никто никогда не узнает кто это будет, пока событие не произойдёт.
И в этом таинственная магия поэзии.
Именно поэзии, а не стихотворства. Стихи писать у нас каждый может, а вот чтобы читали и перечитывали, то тут уже не просто навык стихосложения нужен и талант, а какое-то невероятное (божественное, если можно так сказать) одобрение. И никак это не объяснить. Никакой политикой, психологией или наукой (хотя многие пытаются приписать популярность Бродского в нашем времени либеральными настроениями).
"Не, поэзия так не работает".
Вот есть поэты. Пишут они стихи. Перестали писать (умерли) и все их забыли. А есть поэты, которые как не старайся придать забвению, а всё равно к читателю прорываются. Будь то социальные сети или другие средства коммуникации, которые придумают в будущем.