Найти тему
Твой Дальний Восток

Стройка по-русски: как эксперты оценивают шансы на введение нового акциза на мигрантов

Тематическая иллюстрация из Pixabay
Тематическая иллюстрация из Pixabay

Минстрой России в ушедшем 2020 году заявил о серьезной нехватке рабочих рук, в том числе на дальневосточных стройках. Регион, который российское правительство нацелено активно развивать, сейчас испытывает строительный бум: строятся новые сады, школы, объекты культуры, предприятия и заводы. Особые территориальные режимы ТОР и Свободный порт Владивосток требуют новых и новых сил. Но с упрощением процедуры въезда мигрантов правительство не спешит. Вице-премьер России – полномочный представитель президента на Дальнем Востоке и Арктике Юрий Трутнев, напротив, предложил ввести дополнительный акциз для компаний, нанимающих иностранных работников.

Портал Твой Дальний Восток тщательно расспросил экспертов разных сфер и регионов на эту тему. Вот короткие тезисы из десятка наших публикаций, которые так и не выходили в Дзене:

По данным Исследовательского центра портала SuperJob.ru идею введения акциз поддерживает 52% россиян. А среди людей старшей возрастной группы – сторонников Трутнева более 60%. Опрос был проведен 25 декабря 2020 года среди 1600 респондентов.

Надо подходить аккуратно

Точка зрения государства ясна – необходимо обеспечить рабочими местами, желательно, высокодоходными, как можно большее количество дальневосточников. Но тут важно не навредить интересам бизнеса, который, напомню, пришел в наш регион, привлеченный различными преференциями от того же государства - считает Ольга Курилова, руководитель представительства в ДФО АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

По мнению эксперта, важен баланс в этом вопросе, ввиду того, что квалифицированные мигранты чащу работают лучше и эффективнее местных специалистов. Тем не менее это стимул для повышения качества обучения.

Где мигранты – там проблемы

У политолога Илдуса Ярулина мнение противоположное. Он уверен, что успеха чащу достигает та стройка, которая ведется силами российских специалистов. Так ответственности больше:

Понятно, что в России дефицит рабочих рук. Но с другой стороны, предприниматели нанимают дешевую рабочую силу, на которую не нужны расходы на социальное обслуживание, не нужно строить жилье, поликлиники, прочее. У бизнеса свой интерес. А у соседей, в тех же среднеазиатских республиках избыток рабочей силы. Но мы видели, чем привлечение гастарбайтеров на новые проекты заканчивалось. На острое Русском компания строила университет, а потом с большими проблемами выдворяла тех, кто здесь работал, начались забастовки. А что произошло на строительстве газоперерабатывающего комплекса в Амурской области, когда зарплату не выдавали, опять же забастовки из – за невыплаты заработной платы, - рассказал он в интервью ТДВ.

Стратегически верное решение!

А вот мнение Юлии Пак, председателя президиума общественной организации "Общественный совет предпринимателей Приморья":

- Стратегически - это верное решение. Государство должно заботиться о том, чтобы безработица в регионах была минимальной, а люди трудоустроены и получали зарплаты. Тем более, когда речь идет о Дальнем Востоке, где экономическая ситуация очень непростая. Но тут важно понимать, как и когда этот акциз будет вводиться, к кому применяться, какова будет его ставка.

Доктор исторических наук, руководитель отдела исследования социально-трудовой сферы Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Якутии Геннадий Толстых отмечает, что предложение вице-премьера правительства РФ Юрия Трутнева ввести акцизы для компаний за привлечение трудовых мигрантов на новые проекты поможет защитить местный рынок труда.

«Такие акцизы – нормальная практика. Привлекать трудовых мигрантов дешевле, компаниям не нужно платить за соцстрахование, а значит, и зарплата у них меньше. Но часто это низкоквалифицированная рабочая сила, что сказывается на качестве», – поделился учёный.