Найти тему
Киношная ночь

Самые глупые штампы кино. №5

Оглавление

Продолжаю бесконечный хит-парад дурацких штампов. Сегодняшняя пятёрка целиком взята из комментариев подписчиков.

1. Копы всегда идиоты

Кадр из мультсериала "Симпсоны"
Кадр из мультсериала "Симпсоны"

Первое, что приходит на ум – это детективы. Пуаро, Шерлок Холмс и другие известные персонажи всегда знают лучше любого полицейского, куда надо смотреть и какой вывод из увиденного делать. Копнёшь чуть глубже – и вспоминается уже любой фильм в жанре нуар, где главный герой почти всегда является частным детективом. И конечно, ему удаётся всковырнуть всё самое таинственное и необъяснимое для полиции.

Кадр из сериала "Шерлок"
Кадр из сериала "Шерлок"

Тут можно сделать оговорку, что люди вообще-то потому и обращаются к частным детективам – чтобы не ждать долго официального правосудия, которое может тормозить из-за кучи бумажной волокиты или недостаточной мотивации. Но если взглянуть на весь кинематограф в целом, то напрашивается вывод: главный герой всегда должен быть умнее, удачливее и дотошнее всех остальных. А это означает, что просто не может быть такого полицейского, который в чём-то его обошёл.

Кадр из фильма "Такси 2". Режиссёр – Жерар Кравчик
Кадр из фильма "Такси 2". Режиссёр – Жерар Кравчик

Но это в лучшем случае. А в худшем у нас есть море комедий про копов, начиная от фильмов с Луи Де Фюнесом и заканчивая франшизой "Такси", сотни боевиков, в которых герои и злодеи вечно крушат беспомощных полицейских в их же машинах и просто фильмы, в которых полиция служит этаким обязательным антуражем, но функции никакой не несёт. Исключение опять-таки составляют истории вроде "Декстера", где главный герой и есть полицейский. Хотя если учесть, что он ещё и серийный убийца, которого за долгие годы службы никто не вычислил...

-4

И да, пончики. МНОГО пончиков.

2. Пафосная речь всех спасёт

Кадр из фильма "Тёмный рыцарь: Возрождение легенды". Режиссёр – Кристофер Нолан
Кадр из фильма "Тёмный рыцарь: Возрождение легенды". Режиссёр – Кристофер Нолан

Злодею, прежде, чем расправиться с главным героем, обязательно нужно выговориться. Это как сеанс у психолога, тут просто нельзя промолчать. Иногда даже возникает ощущение, что он заплатил герою, чтобы тот его послушал, а тот (сволочь такая) вместо того, чтобы сделать свою работу, стал нащупывать какой-нибудь спасительный кусок стекла, вентель или любое другое орудие, которое поможет прибить противника.

Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая". Режиссёр – Ричард Маркуэнд
Кадр из фильма "Звёздные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая". Режиссёр – Ричард Маркуэнд

И пока негодяй рассказывает герою о том, как они с ним похожи или выдаёт тайну их родственной связи или жалуется на несовершенство мира, превратности судьбы и жестокость богов Олимпа... Наш прекрасный положительный персонаж успевает как следует подготовиться к тому, чтобы низвергнуть злодея в яму позора, а себя покрыть вечной славой победителя.

Кадр из фильма "Матрица". Режиссёры – Лана Вачовски, Лилли Вачовски
Кадр из фильма "Матрица". Режиссёры – Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Бывает, разумеется, и обратный идиотизм. Герой точно так же может стоять и распинаться перед злодеем, пытаясь тянуть время или просто выпуская из клетки всех кошек, которые скребли на душе. Недавний пример – это "Чудо-женщина: 1984". Отвратительный фильм, кстати, а его на 11 "Оскаров" выдвинули. Вот здесь я о нём писал подробнее:

"Чудо-женщина: 1984". Набор штампов и дешёвая реализация

3. Вспомни о том, кто ты!

Кадр из фильма "Рокки 3". Режиссёр – Сильвестр Сталлоне
Кадр из фильма "Рокки 3". Режиссёр – Сильвестр Сталлоне

А ещё один вариант финальной схватки – это когда герой раз за разом терпит поражение, получает по лицу и другим частям тела, адски страдает и валится на пол. Но тут (как раз тогда, когда злодей произносит свою пафосную речь вместо того, чтобы добить врага) в голове протагониста внезапно проносятся вдохновляющие слова его наставника/любимой/мудреца, случайно встреченного на дороге, и он находит в себе не только силы подняться на ноги, но и море энергии для того, чтобы сокрушить негодяя.

Кадр из фильма "Город грехов". Режиссёры – Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
Кадр из фильма "Город грехов". Режиссёры – Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино

А негодяй при этом ещё и в шоке от того, что герой жив, и это настолько его пугает, что он начинает вести себя как идиот. Его силы таят на глазах, и неожиданно оказывается, что он в общем и целом довольно-таки беспомощное существо, которому до этого момента, можно сказать, тупо везло. Герой тем временем, не забыв попросить композитора подрубить за кадром вдохновляющий саундтрек, мочалит беднягу всем, что подвернётся под руку и свершает над ним своё правосудие.

-10

И всё это благодаря вспомнившейся в критический момент фразе из прошлого. Правду говорят, что слова обладают поистине магической силой. Опять-таки в 90-х этот приём был приемлемым, производил впечатление. Но не 30 лет спустя.

4. Он что-то хотел сказать, но не успел

Кадр из фильма "Телефонная будка". Режиссёр – Джоэл Шумахер
Кадр из фильма "Телефонная будка". Режиссёр – Джоэл Шумахер

Один из персонажей умирает, но не успевает сказать что-то важное. Причём чаще всего у него была возможность, но так как он говорит с главным героем по телефону, принимается решение встретиться лично. Разговор, разумеется, уже не состоится, а протагонисту придётся весь фильм узнавать то, что он мог услышать с самого начала по сотовой связи. Или всю серию. В детективных сериалах типа, например, "Секретных материалов", такой ход используется с незавидным постоянством.

Кадр из сериала "Секретные материалы"
Кадр из сериала "Секретные материалы"

Так бывает. Это не придирка к реализму. Просто когда "так бывает" в десятке тысяч фильмов, тебя от этого уже начинает выворачивать наизнанку. Возвращение к одному и тому же сюжетному ходу – это отсутствие фантазии или нежелание придумать что-то новое. Были времена, когда мир обходился без телефонов и компьютеров, и тогда информация по-настоящему ценилась. Но встречать этот штамп в сценариях сегодня, когда есть миллионы способов сообщить что-то другому человеку, не встречаясь с ним – уже попахивает бредом.

Кадр из фильма "Гражданин Кейн". Режиссёр – Орсон Уэллс
Кадр из фильма "Гражданин Кейн". Режиссёр – Орсон Уэллс

А впервые подобный ход был использован ещё в "Гражданине Кейне", в 1941 году – там фильм начинается со смерти героя, который успевает произнести только одну загадочную фразу, и за её разгадкой мы гонимся все два часа хронометража, до самого последнего кадра. История этой картины, кстати, просто убийственная, вот здесь я писал о ней подробно:

"Гражданин Кейн": битва за кадром культового фильма

5. Лица злодеев/лица героев

Кадр из фильма "007: Координаты «Скайфолл»". Режиссёр – Сэм Мэндес
Кадр из фильма "007: Координаты «Скайфолл»". Режиссёр – Сэм Мэндес

Ну и коротко о лицах злодеев. Они почти всегда злодейские. Картонные. Бандитские. Такие, что если на дороге увидишь человека с подобным лицом, то быстро перейдёшь на другую сторону улицы. У героев при этом, конечно, лики исключительно благородные, исполненные добродетели, их глаза всегда смотрят в светлое будущее, ради которого они готовы в любой момент осуществить акт самопожертвования.

Кадр из фильма "Хранители". Режиссёр – Зак Снайдер
Кадр из фильма "Хранители". Режиссёр – Зак Снайдер

Это не всегда так, есть масса исключений. Взять того же Грозного Глаза Грюма из "Гарри Поттера". Персонаж хороший, но выглядит именно как злодей (каким он и являлся в 4-ой части, но никто же не знал). Есть и злодеи с благородными лицами, как, например, в "Хранителях". Но это всё хорошее кино, в котором в принципе, как правило, стараются обходиться без штампов.

-16

А какие штампы раздражают тебя? Пиши в комментариях, и я включу их в следующий выпуск! Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы избавить кино от тупости!

Другие выпуски:
🎬№1 | №2 | №3 | №4🎬