Найти тему
Олеся  Орленко

Иск против министра внутренних дел

Когда два года назад, во время очередного жестокого разгона демонстрации полицейской гранатой в своём доме была убита женщина, к протестам никакого отношения не имевшая, Кристоф Кастанер, бывший тогда министром внутренних дел, всячески отрицал вину полиции, ограничившись формальным, нарочито поверхностным расследованием.

Однако данные независимой экспертизы опровергают официальные заявления. Теперь Кастанеру предстоит ответить на обвинения в «искажении и сокрытии доказательной базы».

Инцидент произошёл 1 декабря 2018 года на улице Фейян, в самом центре Марселя. Во время манифестации «жёлтых жилетов» и акции за достойные условия жизни 80-летняя алжирка Зинеб Редуан закрывала окна своей квартиры, как вдруг ей в лицо попала граната со слезоточивым газом, выпущенная полицейскими. Женщину отправили в больницу, а на следующий день она скончалась на операционном столе.

Два года спустя её дочь Милфе Редуан решила привлечь политиков к ответственности за случившееся. Во вторник, 1 декабря 2020 года, она подала иск против бывшего министра внутренних дел Кристофа Кастанера, обвиняя его в «искажении и сокрытии доказательной базы». Делом будет заниматься суд Французской Республики – специальная инстанция, которая рассматривает только правонарушения и преступления, совершённые членами правительства при исполнении ими служебных обязанностей.

Чтобы лучше понять, о чём идёт речь в исковом заявлении, стоит вспомнить слова Кристофа Кастанера, ныне возглавляющего фракцию партии «Вперёд, Республика!» в Национальной ассамблее. В марте 2019 года он заявил: «Я не хочу, чтобы люди думали, будто это полицейские убили Зинеб Редуан, ведь это ложь». При этом министр ссылался на слова прокурора Марселя Ксавье Тарабё, который утверждал, что пожилая женщина скончалась, «не выдержав операции, а не от удара в лицо», тем самым снимая ответственность с бойцов полицейского спецназа. Адвокат Милфе Редуан опровергла это утверждение, которое, по её словам, «сделано с целью утаивания истины».

В сущности, одна из главных задач этого дела состоит в том, чтобы определить, кто из бойцов полицейского спецназа выпустил злополучную гранату (до сих пор неизвестно, кто это сделал, ни один из пяти подозреваемых так и не признался). В июне прошлого года были представлены результаты баллистической экспертизы, согласно которым произошло случайное попадание «при движении снаряда по восходящей траектории». Однако 3D-реконструкция инцидента, проведённая 30 ноября изданием Disclose и агентством Forensic Architecture, показала, что выстрел был совершён в ненадлежащем месте, что «могло повлечь нежелательные последствия: ответственность стрелявшего и того, кто руководил его действиями, не вызывает сомнений».

Оружие, использованное в тот день для стрельбы гранатами, как утверждают Милфе Редуан и её адвокат, «по приказу господина Кастанера» не было осмотрено и продолжало использоваться. Всё это, по мнению истца, даёт основания «рассматривать произошедшее как искажение и сокрытие доказательной базы, что является правонарушением, предусмотренным статьёй 434-4 Уголовного кодекса».