Вы привыкли, что на собеседовании выбирают вас. Заканчивайте уже!
Вы потеряете свое время, силы и можете потерять свои деньги. Мы все идем в продажники ведь не от особой любви к искусству, правда? Мы идем туда за деньгами. Часто нам срочно нужны деньги. И самое страшное для нас - это не только потерять время но и не заработать.
Как это произойдет? Полно вариантов. Ну например, через 2 месяца вы можете осознать что вам здесь не место, или что с таким подходом продажи совершить невозможно, и вас уволят без оплаты труда, потому что вас еще и не трудоустроили. Или вы проработаете год, выйдете на какой то сносный доход, когда на кино хватает, но на путешествия нет - и это будет потолок. Не потому что вы плохой продавец, а потому что продать больше не получится.
Что делать? Выбирать компанию! Как? Рассказываю.
Часть 1. Собирайте и анализируйте информацию.
- что продает компания, она делает это сама или она перепродает? Если перепродает (= дилер, перепродажник, дистрибьютер, еще иногда они могут назвать себя "партнером" или "поставщиком"), то эксклюзивный ли у них договор на эту перепродажу. Если эксклюзивный - очень хорошо, анализируем производителя на предмет спроса на его продукцию. Если не эксклюзивный - тяжело будет продавать этот продукт.
Расшифрую: эксклюзивный дилер - единственный в какой либо области/регионе/стране продавец данного товара или услуги. Конкурентов у дилера нет, есть только конкуренты продукта. Нужно продать продукт, все. Если же дилеров полно, то нужно не только продать этот продукт, но и свою компанию. А как это сделать, если на рынке ну например куча продавцов айфонов? Продавать дешевле? Быть настойчивее? Быть компетентнее? А какая польза от твоей компетентности если купят там где то же самое дешевле?
Если компания сама производит то, что продает - это намного лучше. Тут и гибкое ценообразование, и наглядное понимание что и как делается, и даже есть возможности карьерного роста. И даже устроившись менеджером по продажам в такую компанию, можно через пару лет стать руководителем отдела логистики.
- Проверяем компанию юридически. Важно знать дату регистрации, собственников, уставный капитал, суды. Соберите информацию, подумайте. Например, если компании меньше трех лет, но вы видите что у этого собственника была и раньше компания с тем же направлением деятельности, то скорее всего они оптимизируют налоги. Это означает маленький белый оклад, маленькие отчисления НДФЛ, скорее всего, там так же будет и маленький уставный капитал - эта компания будет жить 3 года. Потом откроется новая. Чем это плохо лично для вас, если вам все равно на официальность оклада, пенсионные и тд? Клиенты таким компаниям плохо доверяют. Больших сделок не ждите. Ну и при уходе из такой компании будьте готовы к выплате того самого белого оклада и только.
Расшифрую: принято считать, что налоговая не осуществляет проверки компаний, которым меньше трех лет. Закона такого не существует, но практика десятилетий доказывает это правило. В последние годы гайки закручиваются, все документы и связки между компаниями видны электронно, но все равно, многие собственники верят, что все еще могут заплатить налогов меньше чем нужно.
Уставный капитал - это та денежная сумма, которой "владеет" компания и которой если что, расплатится с кредиторами. Предположим, что вы нашли потенциального покупателя, влюбили его в себя и в продукт и находитесь с ним в процессе заключения договора на 10 миллионов рублей. Клиент смотрит на реквизиты вашей компании, проверяет их и видит уставный капитал в 50 тысяч рублей. То есть клиент платит вам деньги, а если что - то все что он сможет вернуть назад это 50 тысяч рублей.
В лучшем случае, клиент захочет постоплату (сначала ваша компания выполняет свои обязательства, и только затем клиент заплатит деньги и вам кстати нужно узнать, сможет ли ваша организация работать в постоплату (почти всегда ответ нет) и до каких сумм), в худшем - попросит банковскую гарантию на аванс. А эти гарантии ни один нормальный банк не выдаст компании с таким капиталом. Все, сделка сорвана и вы никак ее не спасете.
Суды компании - смотрите где она "ответчик", то есть на нее подали в суд. Смотрите суммы требований. Вполне может случиться, что через пару месяцев после вашего трудоустройства,эта компания станет банкротом. Если много судов - думайте почему. Они плохо выполняют свои обязательства? У них всегда просрочки? Они поставляют некачественную продукцию? Тогда представьте себе весь поток негатива от обманутых клиентов, который когда нибудь на вас выльется. Ведь менеджер по продажам - лицо компании в глазах клиента.
В России две компании всегда постараются договориться мирно. С матюгами, воплями, но постараются. Суд - это уже форс мажор.
to be continued часть 2 - о том что спросить и на что смотреть на собеседовании.