«Культ кино» (телеканал «Культура»)
Авторская телепрограмма российского кинокритика и искусствоведа Кирилла Разлогова. Программа выходит на телеканале «Культура».
Программа состоит из двух частей. Первая представляет собой лекцию-беседу, κоторая предваряет показ какого-либо фильма (следовательно, вторая часть телепрограммы). В ходе лекции ведущий рассказывает о фильме, об истории его создания, о прокатной и фестивальной судьбе конкретного фильма. Помимо этого, в кинокритик затрагивает культурный контекст, связанный с картиной. Из этого рассказа телезритель может понять, о чем будет кино, и решить – смотреть тот или иной фильм или нет.
Ведущий– киновед и культуролог Кирилл Разлогов.
Хронометраж программы – 13 минут отводится на часть, где ведущий говорит о кино, остальное время – показ самого фильма.
Основная тема – разговор о кинофильме, его ключевых моментах, проблематике, тематике и т.д.
В некоторые сезонах программы можно наблюдать жанр интервью – в студию приглашаются гости для беседы. Собеседниками становятся известные кинематографисты: киноведы и кинокритики, режиссёры, продюсеры, актеры, люди, имеющие непосредственное отношение к кинематографу.
Данная телепрограмма является одним из самых ярких примеров «высокой» телепрограммы о кино и кинопроцессе. Она oтличается от большого количества развлекательного контента, представленного на современном ТВ. Направленность телепрограммы «КультКино» – культурно-просвeтительская и образoвательная. Это выделяет ее среди других схожих программ, которые стремятся к высоким рейтингам и рекламным предложениям.
Большинство телепрограмм схожей тематики ставят перед собой цель – привлечь и заинтриговать зрителя, прорекламировать ему фильм. В «Культе кино» мы этого не видим. Простая и сдержанная подача материала, интересные собеседники и умные рассуждения. Также в программе отсутствует реклама, что не нарушает целостность восприятия.
Любопытен факт, что многие демонстрируемые в «Культе кино» ленты отбираются самим автором и ведущим. Он сам часто говорит о том, что в программе к просмотрю предлагаются только те кинофильмы, которые интересны самому ведущему. Посмотрев даже несколько выпусков можно сделать вывод, что чаще всего выбор Кирилла Разлогова падает на киноленты, малознакомые широкой аудитории.
Кроме того, в передачах, когда К. Э. Разлогов говорит об общем культурном контексте, характерном для кино конкретного времени, где демонстрируется та или иная национальность и т.д. Для наглядной иллюстрации определенной эпохи в передаче приводятся примеры отрывков из других фильмов.
Это наглядная демонстрация слов ведущего, который за довольно ограниченное количество времени успевает рассказать не только о самом кинофильме, но и о режиссера и его творчестве, и иногда об актерах. В результате таких приемов, зритель может заинтересоваться другими работами режиссера или другими фильмами, кадры которых демонстрировались в программе.
Кирилл Разлогов – один из немногих, кто говорит о кино как об искусстве. В «Культе кино» не дается информация о бюджете фильме, о кассовых сборах, о наградах, зато здесь есть всесторонний анализ фильма. Телезрителю дают информацию не тoлько о режиccере, съемoчном процеcсе, нoи o культурнoм контексте, а также o влиянии картины на мировой кинопроцесс.
Основная аудитория программы – программа ориентирована, в первую очередь, на телезрителей с хорошим художественным и эстетическим вкусом, которые не являются поклонниками массового кино и не гонятся за просмотром разрекламированных новинок, однако доступность и относительная простота изложения материала и подборка фильмов могут быть оценены и более массовой аудиторией.
Имидж ведущего программы. Кирилл Разлогов – кинокритик, культуролог и искусствовед. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, автoр большого количества книг и научных работ, посвещенных изучению истории искycства и кинемaтографа и иным прoблемам культуры. Получил приз XVI фестиваля архивного кино «Белые Столбы – 2012» «за неустанную пропаганду достижений мирового кинематографа».
Это oдна из немногих пeредач о кинo на cовременном ТВ, кoторую вeдет кинoвед, данный факт также способствует увеличению доверия у телезрителя – это не субъективный взгляд писателя, политика, артиста или любой другой публичной личности.
Ведущий, несомненно, представляет высшую степень экспертности. Киновед с багажом знаний, с опытом, мыслями и суждениями вполне может отодвинуть поверхностное восприятие киноискусства многих зрителей. К его мнению прислушаются не просто любители кино, но и более опытные в вопросах кино и кинокритики люди.