Найти тему
Татьяна Монтессорит

Как я поступаю, если ребёнок нарушает правила класса

Меня зовут Татьяна, я - гид Монтессори 0-3, 3-6, 6-12 лет, мама 2 детей. Изучаю ненасильственное общение и поддерживаю родителей в воспитании детей знаниями, опытом, эмпатией.

Если ребёнок не справляется с соблюдением правил, разбрасывает материал, нарушает работу других детей, то его необходимо отстранить от работы в классе на время.

Это необходимо ребёнку, чтобы замедлиться, почувствовать связь с собой и своими действиями, понаблюдать за работой в классе, вспомнить зачем он здесь.

Количество времени, для успокоения ребёнок выбирает сам. Сначала ребёнку трудно определить это время, да и то, что ему необходимо успокоиться.

Самоконтроль развивается не сразу. Для этого в классе Монтессори есть ассистент, который останавливает ребёнка и предлагает ему взять песочные часы на 5, 10 или 20 минут и посидеть в кресле, успокоиться. Когда время заканчивается, спрашивает достаточно ли этого времени или нужно ещё? Делается это с теплотой и доверием к ребёнку.

Представьте, что вы зашли в класс, а один из детей сидит в кресле с песочными часами.

- Что вы подумаете?

-Наверно, что он наказан.

"Но ведь Мария Монтессори была простив наказаний?!" - подумала я и стала искать ответ в её книге "Дом ребёнка" и нашла.

Мария Монтессори писала, что для таких детей в классе должно быть уютное кресло. Ребёнок, нарушающий работу в классе, не наказывается, а окружается заботой!

Забота о том, у кого не развит контроль или накопилось много агрессии из-за плохого обращения с ним, вот что делает методику Марии Монтессори по настоящему гуманной в отношении каждого ребёнка. Помогает остановить неприемлемое поведение ребёнка и сформировать другие стратегии через внимание к нему и заботу.

Позаботиться о таком ребёнке, напитать его добротой и вниманием может гид, ассистент или другие дети. Чем больше детей в классе напитаны заботой и вниманием, тем больше они дают друг другу и взрослым. Сами дети начинают поддерживать дисциплину в классе и друг друга в следовании правилам.

Дочка Аришка и пример такого креслица
Дочка Аришка и пример такого креслица

Ещё один важный момент: дети узнают о кресле для успокоения не в момент "нарушения", а когда знакомятся с правилами класса. Во время нарушения правил, ребёнку напоминают о том, что есть кресло, где можно успокоиться.

Важно произносить это не как угрозу, а как предложение с заботой о нём и теплотой. Это важно наравне с выбором слов, которые произносит гид.

Постепенно дети начинают чувствовать сколько времени им требуется, чтобы успокоиться, обретать контроль над импульсивностью и соблюдать правила. Кому-то это дается легко, кому-то сложнее.

Я часто наблюдала, как дети второго и третьего года сами садились в кресло, чтобы успокоиться, настроиться на работу.

В моём опыте был ребёнок, которому из-за особенностей нервной системы было нелегко контролировать свои действия и уровень громкости голоса. То как он владеет собой сейчас, осознаёт и признает свой прогресс в этом, меня восхищает.

Как вы относитесь к таким способам воспитания?

Благодарю за 👍 и подписку ✔

ваше мнение важно для меня, напишите в комментариях👇