Вместе с праздниками закончилось и законодательное затишье. Если вы думали, что все вновь принимаемые опасные законы остались в прошлом декабре – вы ошиблись. И если раньше приходили за правозащитниками, журналистами и политическими активистами, то теперь – за всеми. На дворе сорок какое-то декабря, а в России – новые правила по контролю за нашими с вами деньгами.
В это воскресенье вступили в силу поправки в ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые усиливают контроль за финансовыми операциями в стране.
Введены два новых ограничения: будут контролироваться почтовые переводы на сумму свыше 100 тыся рублей и возврат средств со счетов операторов связи на ту же сумму. Ранее таких ограничений не было. Некоторые юристы полагают, что, скорее всего, власть решила взять под контроль варианты обхода банковской системы. Например, когда человек пополнял баланс мобильного телефона другому, а тот выводил средства с баланса.
Но это еще не все.
Теперь вся информация об операциях наличными свыше 600 тысяч рублей будет передаваться в Росфинмониторинг. Ранее такие операции контролировались, только если они не соответствовали характеру хозяйственной деятельности: например, нефтяная компания занималась прачечными и возила наличку чемоданами. Это вызывало вопросы у органов, и над организацией устанавливали контроль: вдруг речь идет о коррупции или легализации криминальных денег. Но власти решили исключить оговорку о характере хозяйственной деятельности, поэтому контролироваться будут все подобные операции.
Иными словами: снятие денег с собственного счета в банке теперь признано не незаконным, но априори подозрительным. То же относится и к пополнению счета наличными. Не сможете доказать, что нашли заначку покойной прабабушки – ваши проблемы.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков объясняет: операции наличными свыше 600 тысяч рублей не будут блокироваться, но информация о них будет передаваться в Росфинмониторинг для анализа. А там уже решат, отправлять ее правоохранительным органам или нет. Потенциальные последствия: уголовное дело, проверка, арест счета и так далее. И обжаловать – только через суд.
Что является подозрительной операцией, а что нет, понять не просто. Особенно, когда ты среднестатистический человек, далекий от экономики и финансов. Вроде, работаешь себе спокойно, копишь деньги в стеклянной банке, потом решил доверить их банку – но что что-то где-то не доказал, показался подозрительным – и прощайся со сбережениями.
В конце концов, разве не подозрительно, что у человека в России есть деньги?
Отметим, что необходимость доказывать легальное происхождение денежных средств существовала и раньше. Есть прецеденты, когда банки не возвращают вклады, пока вкладчик не подтвердит легальность источника денежных средств в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Верховный суд в своем Определении от 30 января 2018 года N 78-КГ17-90 подтвердил законность такого требования со стороны банков. Фактически банковские организации выполняют функцию налоговых органов. Примечательно и то, что при открытии вклада законность происхождения денег не проверяется. Открыть вклад и положить туда без вопросов и проблем деньги можно, а вот снять средства просто так может не получиться.
Единственным правильным вариантом поведения в такой ситуации является судебное обжалование вплоть до ЕСПЧ. Поскольку Европейский суд защищает право на неприкосновенность частной собственности и выступает против его необоснованного и чрезмерного ограничения.
Алина Винтер