Президент Азербайджанской республики во время онлайн-совещания затронул вопрос открытия железнодорожного Нахчыванского коридора. Ильхам Алиев сказал, что заново будет построена железная дорога от города Горадиз до поселка Агбенд, что на стыке границ с Арменией и Ираном. Эта дорога, проходящая по территории Нагорного Карабаха, по словам главы азербайджанского государства, ненавистным врагом была разрушена и полностью выведена из строя.
Ильхам Алиев:
«В настоящее время проводится конкретная работа для открытия Нахчыванского коридора… Открытие данного коридора нашло отражение в Заявлении, подписанном 10 ноября. Этой дорогой будут пользоваться и Азербайджан, и Турция, и Россия, и Армения, и Иран. Дорога имеет особое значение для многостороннего сотрудничества в будущем».
Президент Азербайджана пояснил, что с началом строительства железной дороги Горадиз-Агбенд параллельно будут проводиться работы по восстановлению и модернизации железной дороги в Нахчыванской автономии. Ильхам Алиев не видит проблем в соединении железных путей Азербайджана с его Нахчыванской автономией через территорию Армении. И нет необходимости брать у армянской стороны разрешение. Ибо железные дороги Армении являются собственностью Российских железных дорог. Во времена СССР существовала Мегринская железная дорога, которая и соединяла Азербайджан с Нахчываном.
О восстановлении этой дороги намедни говорил президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече в Кремле с президентом Владимиром Путиным.
Ильхам Алиев:
«Таким образом после более чем 30 лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении будет иметь сообщение с Нахичеванской автономной республикой Азербайджанской Республики. Армения будет через территорию Азербайджана иметь железнодорожный выход на Россию, на Иран. Также через Нахичеванскую автономную республику мы будем иметь выход на турецкий рынок. И также турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся».
Наблюдатели считают, что армянская сторона не будет препятствовать восстановлению Мегринской железной дороги, ибо проект взаимовыгоден. Армения получает железнодорожное сообщение с Россией. Кстати, в советские годы именно по этой дороге перевозилось 80% грузов из республик СССР в Армению. Была более короткая дорога через Абхазию, но ее пропускная способность была ограничена. Природные и физические параметры одноколейной грузино-абхазской железной дороги не позволяли осуществлять по ней скоростное движение и перевозку тяжелых вагонов.
В советские годы через Нахчыван и Мегринскую дорогу курсировал также пассажирский поезд Ереван-Баку. С открытием Нахчыванского коридора завершится продолжающаяся вот уже три десятилетия блокада армянской железной дороги. И в обозримом будущем в расписании российских железных дорог появится пассажирский поезд Ереван-Баку-Москва.