Найти тему
Шпионские страсти

Когда эмоции недопустимы

1877-1878 годы

Балканы

Это случилось во время войны 1877-1878 годов, когда Россия предпринимала усилия освободить от турецкого господства славянскую Болгарию.

Часть болгар, в основном зажиточных, которые неплохо устроились в Османской Турции, были на стороне турок, но большая часть населения их ненавидела и старалась помочь русским войскам.

Кто-то сообщал русским о передвижении турецких войск и их линиях обороны, кто-то создавал партизанские отряды и действовал на турецких коммуникациях, разбивая оружейные и продовольственные обозы турецкой армии. Турки безжалостно карали болгар, замеченных или подозреваемых в подобной деятельности.

Однажды русский офицер, сотрудник разведки, владеющий турецким языком, отправился в турецкий тыл. Он был одет в турецкую одежду и ехал на добротной лошади, которые, как правило, у местных болгар не встречались. Дорога шла лесом. Неожиданно для офицера его лошадь встала на дыбы и отказалась ехать дальше. Удивленный офицер решил выяснить, чего испугалась лошадь. Он слез с нее, привязал ее к дереву, а сам направился в ту сторону, от которой шарахнулась его лошадь.

Перед ним была тропинка, по которой он дошел до небольшой поляны среди леса. Он вышел на поляне и в задумчивости замер. Перед ним, на дикой груше, которая росла посреди поляны, висели двое повешенных. Они были еще живы, так как их тела издавали конвульсии. Но было одно но, которое остановило офицера, едва не кинувшегося к ним на помощь. Одежда повешенных. Они были болгарами. Не было никакой гарантии, что рядом в кустах не находятся турки, которые наблюдают за поляной.

Потому офицер вынул табак, закурил, еще какое-то время посмотрел на повешенных и их агонию, развернулся и не спеша удалился. Добрался до своей лошади. Отвязал ее и продолжил свой путь.

И он был прав. Ему, возможно, было жалко повешенных союзников, но рисковать собой и заданием он не имел права. Ведь, если бы он стал вынимать болгар из петли, то как бы он пояснил туркам, которые могли оказаться поблизости, зачем он это делает? С какой целью правоверный спасет от смерти неверных свиней, которые режут турецкие посты? Это требует выяснения. А это значит, что он будет задержан и доставлен в штаб турецких войск для выяснения. А там быстро становят, что он не турок, а вражеский лазутчик, со всеми вытекающими для офицера последствиями.

Это был как раз тот случай, когда эмоции не уместны. На первом месте выдержка и умение правильно оценить ситуацию. Офицер разведки оценил ее верно: спасти повешенных было невозможно.

(Источник: Клембовский)