2021 год во Франции объявлен Годом Франсуа Миттерана. Первый президент-социалист до сих пор популярен в стране, хотя будучи избранным голосами левых, в 1983 году он резко завернул вправо, в духе неолиберальной гегемонии того времени.
Много сделав для объединения Европы, он потерпел поражение в своём стремлении провести это объединение в интересах трудящихся, а не крупного бизнеса; видеть единую Европу социальной, а не антисоциальной. Но мог ли этот процесс пойти иначе?
Сегодня наследие и авторитет умершего четверть века назад Миттерана стремится поставить себе на службу Макрон. Однако сделать это ему будет непросто.
Внимание, лонгрид!
8 января Эммануэль Макрон приехал в департамент Шаранта, в город Жарнак, чтобы поклониться праху своего предшественника, руководившего страной с 1981 по 1995 годы, и посетить дом, где родился бывший президент и где сейчас находится его музей. На церемонии будут присутствовать члены семьи Франсуа Миттерана, а также Франсуа Олланд, Сеголен Руаяль, первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор и бывший министр иностранных дел, а ныне главный хранитель памяти покойного президента, президент Института Франсуа Миттерана Юбер Ведрин.
Глава государства «не собирается выступать с речью», сообщили в Елисейском дворце. Он выступит перед публикой ближе к 10 мая, когда будет отмечаться 40-летний юбилей избрания социалиста на высший пост в государстве в 1981 году. Тогда «он непосредственно обратится к наследию Франсуа Миттерана, поскольку карьера этого политика стала символом всех сложностей, с которыми пришлось столкнуться Франции», отметили в администрации президента. Несомненно, с помощью такой замысловатой формулировкой чиновники хотели сказать о неприятных страницах в биографии бывшего президента, таких как работа на правительство Виши, предшествовавшее вступлению в ряды бойцов Сопротивления. Ещё одно мероприятие запланировано на 9 октября, когда будет отмечаться сорокалетие отмены смертной казни.
«Не следует воспринимать высказывания Эммануэля Макрона о прежних президентах как попытку присвоить их достижения, – утверждают в Елисейском дворце. – и не стоит искать в действиях Макрона попытку повторить политику Помпиду, де Голля, Жискар д’Эстена или Миттерана. Его задача состоит в обеспечении преемственности. Каждый президент Республики – наследник своих предшественников. Хранить память о бывших президентах необходимо для того, чтобы создать коллективное представление, близкое всем французам».
То есть, Макрон не хочет заявлять о себе как о продолжателе дела Миттерана. Да это было бы и непросто, особенно если вспомнить начало его первого срока, запомнившееся решениями о национализации государственных компаний. Зато он хотел бы частично перенять у своего предшественника его харизму, его способность достойно представлять страну. Эммануэля Макрона преследует «навязчивое стремление избавиться от сопутствующего ему с 2017 года имиджа ловкого банкира и желание показать, что он вправе воплощать собой историю Франции, вписать в неё своё имя», – писал историк Жан-Нюма Дюканж в сентябре 2020 года на страницах «Юманите». За время президентства у Макрона уже было немало возможностей сделать это: кончина Жака Ширака и Валери Жискар д’Эстена, пятидесятилетие избрания Жоржа Помпиду и Год Шарля де Голля.
Нынешний глава государства, охотно упоминающий в своих выступлениях о прежних хозяевах Елисейского дворца, очень редко говорит о бывшем президенте-социалисте Франсуа Миттеране. В первый раз это имя прозвучало из его уст в мае 2017 года, в промежутке между первым и вторым турами президентских выборов, когда он упомянул Миттерана в одном ряду с де Голлем: «Тот курс, который я считаю наиболее приемлемым для Франции, я бы обозначил как деголлевский и миттерановский: это независимость Франции, то есть сильная Франция, которая проводит реформы, которая пользуется доверием и занимает сильную позицию в Европе». Затем, второй раз Макрон упомянул о Миттеране в большом интервью изданию l’Express в декабре прошлого года: «Мы попытались развеять экзистенциальные сомнения (речь идёт об ослаблении влияния Франции – прим. ред.) при помощи европейской мечты, и этим мы во многом обязаны прозорливости Франсуа Миттерана».
«Главное, на что обращает внимание президент, говоря о Франсуа Миттеране, это европейский вектор его политики, – подчеркнули в Елисейском дворце. – Миттеран – это человек, который понял, что в основе будущего Европы лежит мир на континенте. В 1995 году он заявил: “Национализм – это путь к войне”». Этот упрощённый подход близок к национальному мифу, который пытается создать Эммануэль Макрон, говоря, в сущности, о себе самом и о своей вере в европейский свободный рынок. Ведь стоит напомнить, что во внешней политике Франсуа Миттеран, будучи горячим сторонником Маастрихтских соглашений 1992 года, положивших начало формированию общего рынка, так и не сумел заручиться поддержкой других стран для реализации своего проекта создания Европейской конфедерации и не смог добиться признания того, что социальная Европа важнее общего экономического пространства.
На 2021 год запланировано ещё одно, четвёртое мероприятие, связанное с именем Франсуа Миттерана, которое будет иметь особое памятное значение для Социалистической партии: пятидесятилетняя годовщина съезда в Эпине-сюр-Сен. Тогда, 13 июня 1971 года, Франсуа Миттеран сменил Алена Савари на посту первого секретаря Социалистической партии, получив наказ о выработке соглашения между правительством и Французской коммунистической партией. Это событие в дальнейшем послужило основой для подготовки совместной программы и сделало возможным его победу в 1981 году, когда избиратели отчётливо выразили доверие левым. К сожалению, уже в 1983 году их надежды потерпели крах, когда избранный президент совершил «поворот к жёсткости» и отказался от прежних левых позиций на фоне гегемонии неолиберализма, установившейся в 1980-х годах. Кстати, в юбилей съезда в Эпине, в который, несомненно, будут вспоминать о двух сроках Миттерана на посту президента, интересно будет посмотреть, что по этому поводу скажут коммунисты и социалисты.