Найти в Дзене
⚖ ПРАВО ДЛЯ ЖИЗНИ

Обман потребителя

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вот и прошли новогодние каникулы. Но впереди целый год, который будет богат на события.

Первой темой в новом году будет - обман потребителя. Давайте разбираться что это такое и какой он бывает.

Обман потребителя - это обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара и другие противоправные действия, нарушающие его права.

Данное определение закреплено КоАП РФ в ст. 14.7.

Действующие законодательство и судебная практика выделяет несколько форм обмана потребителя:

  • отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;
  • обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;
  • обсчет - взимание большей суммы, чем определено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи, или реализация товара (работы, услуги) по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара (работы, услуги) или установленной уполномоченными государственными органами. Также обсчет имеет место при утаивании (невозврате) излишней суммы, полученной от потребителя, или передаче ему только части этой суммы;
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
  • иной обман потребителей - нарушение других условий договора купли-продажи, например реализация фальсифицированных товаров, реализация товара с предоставлением информации о стране происхождения, не соответствующей действительности.

Что делать потребителю в случае обмана?

Необходимо обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю), допустившему обман. Вы можете, в частности, потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях и уплаты неустойки (пеней)

Можно направить обращение в территориальный орган Роспотребнадзора, органы внутренних дел (полицию), в органы прокуратуры.

Вы вправе также направить обращение в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер.

В случаях, если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить ваши требования или не ответили на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.

Правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей наделены и должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

-2
В 2020 г. проведение проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей ограничено. Внеплановая проверка предусмотрена, например, в случае причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и согласования ее проведения органами прокуратуры.

Спасибо за внимание! Оставляйте в комментариях свои пожелания, вопросы, темы для статей.