Найти тему

«Техотдел – это спецназ технического развития завода»

уверен Валерий Катюшкин, трудовая деятельность которого связана с техническим отделом СТЗ

Валерий Катюшкин
Валерий Катюшкин

В его рабочем кабинете – огромное количество художественной и профессиональной литературы, сувениры из путешествий и командировок, семейные альбомы, фотографии родных, дипломы – кажется, всё самое важное здесь. Нет, он не живёт на работе. Это работа живёт в нём, в его доме. При этом так гармонично переплетается с семейными ценностями и воспоминаниями.

Покорял водную стихию

Валерий Гендриевич родился в Полевском, но имеет корни из Пермского края, Дальнего Востока, Украины. Богатая история семьи – хороший задел для генеалогического исследования, которым Валерий Катюшкин мечтает заняться на пенсии.

Невероятно лёгкий в общении, он с такой теплотой рассказывает о своих родителях – мама Анна Николаевна с самого основания 13-й школы работала учителем физики, папа Гендрий Акимович (необычное имя связано не с иностранцами, а с тем, что при регистрации мама по неграмотности записала его Гендри, хотя звала Геной). И теперь уже с юмором вспоминает, как боялся идти домой, когда по неосторожности и детской неосведомлённости провалился в полынью.

– Я совсем не испугался, больше страха было из-за того, что родители накажут. Поэтому я пошёл к бабушке, она жила недалеко, она меня отогрела, накормила, высушила одежду, – вспоминает он.

Было это около плотины Северского завода. Тогда он покорил воды Северского пруда, а через несколько лет он не раз показывал высокие результаты на водных лыжах на действующей тогда водной станции: чемпион области, член сборной города и области, постоянный участник соревнований по водным лыжам запечатлён на одной из фотографий в книге «Серебряный каскад».

Выступал в одной команде с будущей женой Галиной – только тогда это было им неведомо. Будущие супруги встретились в общежитии Уральского политехнического института. Оба студенты: он на металлургическом, а она на механическом факультете. Поженились на пятом курсе. А когда подошло время распределения, нужно было действовать решительно. В молодой семье ожидалось прибавление, и уехать не в свой город, а куда распределили – на Синарский трубный завод – было невыгодно. В Полевском жили родители, которые во всём поддерживали молодых и помогали им. А с маленьким ребёнком эта забота была вдвойне нужнее.

Письмо, подготовленное друзьями-воднолыжниками Владимиром Троицким и Анатолием Григорьевым и подписанное руководством Северского трубного завода, и решительность Валерия, можно сказать, помогли запрыгнуть в последний вагон, идущий до Полевского.

Сразу в бой

Уже через год молодая семья получила квартиру в новеньком доме: из окон был виден конструкторский отдел и кабинет жены.

– Галина была девушкой умной, вдумчивой, в проектном отделе, в котором она работала конструктором, её ценили, она на кульмане чертила за двоих, при этом очень качественно, – рассказывает Валерий Гендриевич.

Сам он попал в трубопрокатный цех (это был 1977 год, цех только начинал свою историю), в пусковую группу нарезного отделения помощником мастера. А затем, когда участок ввели в строй, Валерий Катюшкин стал сменным мастером нарезного отделения.

– Мне было 22 года, я только устроился на работу, а меня сразу же направили на учёбу в Днепропетровск. И дали мне команду – более 20 человек, работавших в ТПЦ-1 и ТСЦ-3. Все уже взрослые, каждый со своим характером. Мы за месяц сроднились, хотя ситуации разные были. А как они помогли мне в конце нашей поездки! Дело в том, что дочери Катюше было тогда всего пару месяцев, и я увидел такую шикарную по тем временам коляску. Разорился, все деньги спустил на неё. А она громоздкая, ребята помогли сначала погрузить и довезти до аэропорта, а потом оказалось, что за её перевозку надо доплатить. А денег уже нет. Сбрасывались все, у кого сколько осталось. Конец командировки всё-таки, – смеётся Валерий Катюшкин.

Он работал под руководством начальника нарезного отделения Леонида Макурина, до сих пор вспоминает этого великолепного человека и специалиста, который внёс большой вклад как в освоение нарезного отделения, так и в развитие новых видов резьбовых соединений. – В то время главный инженер Аскольд Михайлович Меньщиков поставил нам задачу – освоить трапецеидальные резьбы для обсадных труб, чем я и продолжил заниматься, уже будучи инженером бюро сталеплавильного и трубопрокатного производства техотдела, – рассказывает Валерий Гендриевич.

Есть задача – решение найдётся

Только проработав в отделе ни один год (правда, был четырёхлетний перерыв, когда он занимал должность начальника Центральной заводской лаборатории), Валерий Гендриевич сделал вывод о том, какую роль играет технический отдел в истории и развитии предприятия.

– Это ни много ни мало спецназ технического развития завода, который начинает всю работу. Руководство ставит задачу, а специалисты отдела ищут пути решения, определяют, какие подразделения нужно подключить, – объясняет Валерий Катюшкин. – А однажды нам пришлось даже создать отдельную службу. На предприятии в советское время существовала своя комплексная система менеджмента качества, которую создала Надежда Владимировна Шахмина. В рамках завода эта система успешно работала, но потом возникла необходимость приблизить её к международным требованиям. Первая попытка не удалась. И нам пришлось почти с нуля создавать систему менеджмента качества, работали совместно с экспертами американского нефтяного института, огромную работу по переводу документов проделали переводчики, в том числе Светлана Лещёва. Приехал эксперт из Англии, мистер Браун, день и ночь мы работали над системой. Большой вклад внесла Зоя Александрова, она потом и возглавила новую службу. Была проделана грандиозная работа, в том числе по обучению персонала, в конечном итоге мы получили международный сертификат API. Это была настоящая победа.

Горящего делом человека видно сразу, он крайне восхищённо рассказывает о тех днях, как будто трудности тех лет, в том числе постоянные разъезды по России, чтобы доказать сделанные во время исследований и испытаний выводы, были всего лишь несложной математической задачкой. Так было, когда работали над трапецеидальными резьбами.

– Нужно было осваивать и производить трапецеидальные резьбы на обсадных трубах, а новый ГОСТ 632-80 имел столько несоответствий, столько «пенок», которые и до сих пор не сняты. И нам приходилось вносить изменения в ГОСТ, согласовывать их, доказывать свою правоту на всех уровнях. Круиз «Полевской – Куйбышев – Москва – Днепропетровск – Москва – Полевской» был в тот период далеко не редким явлением в моей работе. Нужно было оперативно вносить изменения в стандарт либо в технические условия, в последние удавалось сделать быстрее. И поэтому мы порой выпускали трубы по ТУ, хотя, по сути, они даже ГОСТ превосходили по своим качествам, – вспоминает Валерий Катюшкин.

Северский трубный завод единственный специализировался только на трапецеидальных резьбах. Они имели огромный плюс – резьба во время сворачивания не деформировалась, как треугольная, но в то же время и минус – плохую герметичность. А потребителю нужно было и то, и другое – техотдел сделал. Следом постучалась новая задачка – для глубоких скважин понадобились более прочные трубы – и «спецназ» снова вступил в дело.

С запада на восток

На смену Валентин Петрович Гречко пришёл новый руководитель техотдела – Владимир Яковлевич Давыдов. По словам нашего героя, он был сильнейшим технологом, с которым у него сложился профессиональный тандем. При нём Валерий Катюшкин стал заместителем начальника техотдела, а география командировок переместилась с запада на восток: Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Когалым…

– Был кризис 90-х годов. Обыкновенная горячекатаная труба уже не пользовалась спросом, потребители, в частности нефтяники, нуждались в такой продукции, которая бы служила дольше. Один из институтов нефтяников собрал конференцию (один из её зачинателей был Сергей Петрович Шатило, занимающий в то время должность главного сварщика предприятия «Нижневартовскнефтегаз», потом эту тему продолжил Александр Павлович Медведев, сейчас – заместитель директора дирекции по работе с ПАО НК «Роснефть» ПАО ТМК), на которой были озвучены результаты испытаний. Оказалось, что на стойкость к коррозии влияет полосчатость микроструктуры металла, т. е. каким образом неметаллические микровключения располагаются в металле. Чем она меньше, тем трубы служат дольше. И у нас появилась новая задача – нам нужно было придумать, как сделать металл таким, чтобы полосчатость была меньше. Никто такую технологию не знал, подобную идею термообработки высказывала Тамара Тетюева, изобретатель из Самары, с которой мы сотрудничали. Наш завод стал первопроходцем, – вспоминает Валерий Катюшкин. – Правда, для этого нам пришлось освоить новую технологию выплавки стали в мартене, термообработки в ТПЦ-1 – нужно было проводить двойную закалку трубы с отпуском. Большую роль в этом сыграли сотрудники мартеновского цеха, руководитель лаборатории термообработки Раиса Николаевна Меньшикова и другие подразделения завода. Мы модернизировали испытательную базу, расширили парк оборудования по изготовлению и испытанию образцов. В конечном итоге мы создали технические условия для производства нефтегазопроводных труб повышенной коррозионной стойкости и хладостойкости и ряд других технических условий, которыми пользуются до сих пор и на основе которых уже созданы новые ГОСТы. И самое главное – наша труба стала востребованной. Благодаря чему завод пережил кризисные годы. Это одно из самых важных достижений в моей жизни.

В профессиональной, конечно же. В личной – большая семья.

– Я рос один в семье и всегда об этом жалел. Поэтому мы с женой сразу решили, что у нас будет двое детей – так и получилось: Екатерина (Пестова) сейчас работает в художественной школе, Игорь – в ТПЦ-1 мастером участка технологической автоматики на новом стане. Зато у нас семь внуков: у дочери пять детей, у сына – двое сыновей. Они у меня молодцы! – гордо говорит Валерий Катюшкин.
-2

Валерий Катюшкин проработал в техотделе 22 года. За разработку и внедрение в производство нефтегазопроводных труб повышенной коррозионной стойкости и хладостойкости в 2003 году команда трубников была награждена золотой медалью международной промышленной выставки «Металл-ЭКСПО», в 2016 году Валерий Гендриевич был удостоен Почётной грамоты Министерства промышленности и торговли РФ. Последние годы перед уходом на пенсию возглавлял управление технического регулирования и руководил техотделом Трубной Металлургической Компании, стоял у истоков внедрения пилотного проекта сертификации Интергазсерт, которая сегодня даёт право поставлять продукцию Газпрому

Внедрение предложений не всегда происходило на заводе, бывало трубы собирали и испытывали прямо в полевых условиях. Для нижневартовских нефтяников разрабатывали, совместно с Леонидом Макуриным, технологию нанесения внутреннего покрытия для защиты трубы. Всё бы хорошо, но появилась проблема: после сварки швы оставались незащищенными, тогда пришли к выводу, что трубы нужно соединять с помощью резьбы, а ответвления – с помощью сварки. Но метод в 90-е так и не прижился, сейчас к этому вопросу снова появился интерес. По словам Валерия Гендриевича, это перспективная работа

16 ноября 2020 года техническому отделу Северского трубного завода исполнилось 80 лет

Елена Медведева

Подписывайтесь на наш канал, оценивайте публикации, обрушивайтесь с критикой, высказывайте свое мнение!