Всё больше женщин приходит в такси. Наталья и Александра, мама и дочка, трудятся на одной машине посменно. Поговорили с ними о том, как они пришли в эту сферу, безопасности и о том, как реагируют пассажиры, когда видят за рулем такси женщину.
— Расскажите, как вы пришли в такси?
Наталья: Я по совету дочери. Помнишь, Саш, ты мне сказала: «Мама, может быть, тебе попробовать?» Подумала: «Почему бы и да? Можно попробовать».
Александра: Причём ты тогда была уже на пенсии.
Наталья: Да, я уже уволилась из полиции — там работала с трудными подростками. Поработала немножко «на гражданке», сократили. Ну и затянуло меня такси, понравилось. Тогда были другие требования к машине, у меня была красная Mazda. Потом, когда появилось правило, что машина должна быть или жёлтая, или белая, дочь подогнала свою белую — мы её обклеили. Потом Саша присоединилась. Говорит: «Мам, может быть, я бы тоже могла когда-нибудь?..»
Александра: У меня был тогда очень странный период перехода от офисной работы к фрилансу. В какой-то момент я поняла, что не хочу впустую потратить жизнь и до восьмидесяти лет сидеть бухгалтером, а потом рвать на себе волосы и думать: «Боже мой, какая я была дура». Но нужна была какая-то стабильность. Мама подкинула мне идею, договорились о графике — и поехали.
— А свой первый заказ помните?
Александра: Я помню: заехала в магазин, купила арбуз — и тут мне приходит заказ. Недалеко, буквально метров пятьсот. Я еду, меня трясёт, а потом дверь открывает девушка — и у меня как-то отлегло. Мы с ней проехали буквально километра два. Но она сняла с меня страх, дальше всё было чудесно.
Наталья: Я тоже помню! В смысле пассажира не помню, потому что дрожала. Второй заказ уже поувереннее был — поняла, что ничего страшного нет. А сейчас просто уже садишься... и всё хорошо.
— Вам нравится в такси?
Наталья: Я, честно, только сейчас почувствовала, что такое счастье — когда ушла со всех своих государственных работ и тружусь на себя. Живу в ощущении счастья: сама распределяю время, когда работать, когда отдыхать, и с таким желанием на работу выхожу. Поработала, надоело — поехала домой. Или даже по ходу работы где-то оказалась в каком-то районе Москвы: ой, у меня тут такие-то дела. Вышла из приложения — дела сделала, поехала дальше. Это свобода, а у меня её никогда не было, я всегда ходила «под козырьком». Пока есть силы, пока есть возможность, буду этим заниматься.
Александра: Да, тут ключевое, что это в удовольствие.
Когда ты делаешь что-то в кайф, то у тебя более доброжелательное и свободное отношение к процессу. Это, я считаю, очень важным. Что у тебя в голове варится — то в мир ты и выплёскиваешь.
— Какая была самая необычная поездка?
Наталья: Я везла девушку, разговорились. Оказалось, у нас общее прошлое: я после полиции работала в приюте, а она какое-то время там находилась, когда ещё была несовершеннолетней.
— С точки зрения безопасности что скажете про такси?
Александра: Мне пассажиры часто задают вопрос: «Девушка, а вы не боитесь?» Как-то мама ответила на это гениально: «А я о плохом не думаю, и плохое со мной не случается». Простая фраза, но такая рабочая.
Я тоже говорю, что не притягиваю плохое. Девяносто девять процентов, с кем я езжу, — люди очень адекватные. Другие водители рассказывают разные истории, а я думаю: блин, может, это как-то зависит от вашего внутреннего мира? Ты в мир посылаешь то, чем наполнен внутри. Всё просто, мне кажется.
— Как пассажиры реагируют, когда видят, что женщина за рулём?
Наталья: «Ой! Девушка! Ой как приятно! Наверное, у меня день сегодня хорошо сложится». Совсем недавно девчонку одну забирала, она села и говорит: «Ой, женщина. У меня, наверное, сегодня всё будет хорошо». А я смотрю, она едет на улицу Пяловскую, там ГИБДД. Я говорю: «Вы, наверное, едете экзамен сдавать?» Она говорит: «Да, а вы откуда знаете?» Я говорю: «У меня дочь там сдавала экзамены, поэтому я вам больше скажу, у вас не то что всё хорошо, у вас всё отлично сложится». Мы с ней всю дорогу болтали, и в конце она говорит: «Вы знаете, наверное, у меня действительно всё получится».
Ещё о героях–2020: Водитель такси не взял деньги за поездку в больницу
— Каким должен быть хороший таксист?
Александра: Я считаю, что таксист должен быть человеком со светлой душой, который понимает, что негатив в его сторону к нему абсолютно не относится. Осознанным, потому что не нужно прогибаться, у тебя должны быть какие-то принципы. Чувство достоинства должно быть. Но при этом делать это красиво: ставить человека на место так, чтобы ему стыдно стало.
Наталья: Я всегда при выходе пожелаю пассажиру доброго дня, скажу «до свидания», «всего вам хорошего», «хорошего дня вам» — как бы он себя ни вёл.
Не нужно лихачить, всё-таки людей везёшь. Вообще, если человек сзади сел и пристегнулся — его нужно везти очень аккуратно, через все лежачие полицейские медленно переезжать, чтобы ему было комфортно. Пассажиры же потом всё равно оценивают комфортное вождение.
— В какие моменты вы ощущаете гордость за профессию?
Наталья: Все мои бывшие сослуживцы были так удивлены: «Наташа, ты в такси?» Я говорю: «Да, а что?» — «Ну мы бы никогда не подумали». Я говорю: «А почему?» — «Это же очень тяжело». Я говорю: «Нет, почему. В чём-то тяжело, но мне очень нравится». А они все сидят дома, потому что не нашли себя нигде и нигде не работают. У меня есть источник дохода, помимо пенсии, и от этого у меня гордость.
Александра: Мне приносит радость быть полезной. Я просто на основной работе сейчас работаю режиссёром монтажа и понимаю, что через фильмы влияю на многих людей. И как таксист тоже — влияю на своих пассажиров. Это очень интересный опыт.
— Как вам 2020 год в целом?
Александра: Потрясающий год. По моим ощущениям, людей понимающих стало больше. Очень много людей проявляется, именно их сущность — как они себя в трудные времена ведут.
Наталья: Что положительного, 2020 год... В марте, когда началась пандемия, я просто уехала на дачу: у меня в этом году был идеальный участок — ни соринки, ни мусоринки.
Зато в сентябре опять пошла работать. Но я могла себе такое позволить, у меня есть работающий муж. А как остальным, которые без работы остались, не представляю.
— А какие ожидания от 2021 года?
Наталья: Хочется, чтобы всё уже восстановилось в полном размере.
Подпишитесь на канал Для водителей, здесь много полезного и интересного!
🚕 20 историй водителей и курьеров, которые произошли в 2020 году