Желание защититься от врагов (или незваных гостей), отгородив свою территорию неприступной стеной, вполне естественно. Многие страны в реализовывали (и продолжают развивать) подобные проекты. Сегодня они выглядят скорее как политический ход или возможность пропиариться для политика. Достаточно вспомнить стену США с Мексикой на которой пиарился. Д.Трамп, "Европейский вал", призванный защитить Украину от России. Шуму много, толку чуть.
А что в истории? Насколько эффективны стены между странами? Ведь известно, что Великая китайская стена не могла полностью защитить страну от набегов.
Оказывается, в прошлом и нашей страны были заградительные сооружения, которые давали вполне реальный шанс задержать врага до подхода армии.
В России существовало немало заградительных линий (или засечных черт). Они проходили по границам страны и постепенно эволюционировали от земляных валов и заграждений из поваленных деревьев до укрепленных рубежей с крепостями и артиллерией.
С расширением территории сторожевые линии теряли свое значение, и от многих уже не осталось и следа. А остатки других, к примеру Царицынской линии, можно увидеть и сегодня.
Царицынская линия - оборонительный вал перекрывавший перешеек между реками Дон и Волга от набегов Крымского ханства и кочевников Поволжья. Ее планировал лично Петр I. В момент постройки она представляла собой непрерывную земляную «стену» с деревянным частоколом, состоящую из вала высотой 2,6-4,6 м и расположенного перед ним восьмиметрового рва. Усиливали линию пять крепостей: четыре деревянных и одна каменная.
Для кого-то "открытием", может стать само ее существование. Сегодня трудно угадать в невысоком, местами исчезающем валу на краю трассы Р-22 "Каспий" одно из самых значимых фортификационных сооружений XVIII в.
Вот, что можно рассказать о Царицынской линии:
1. Это первое фортификационное сооружение такого размаха, построенное в степной зоне.
2. Земляной вал приходилось постоянно ремонтировать, так как земля осыпалась, деревянный частокол гнил. Уже через 11 лет после постройки вал на протяжение почти половины длины осыпался в ров.
3. Сторожевая линия служила не только преградой для воинственных кочевников, но также санитарным кордоном от эпидемий чумы и холеры, на ней проводился осмотр и карантин заболевших. Кроме того линия отделяла кочевья калмыков от казачьих станиц. Для ее прохождения калмыкам было необходимо получить разрешение.
4. За все 55 лет, пока действовала сторожевая линия, на ней не произошло ни одного крупного сражения с крымскими татарами или кочевниками. Гарнизон в основном пресекал попытки мелких банд кочевников незаметно перейти границу.
5. Царицынскую линию не разрушали (как можно подумать, глядя на то, что от нее осталось). Она честно отслужила свое и была упразднена за ненадобностью, когда граница Российской Империи сместилась дальше на юг.
Теперь на месте сохранившегося фрагмента Царицынской линии находится музей под открытым небом, как попытка еще хоть ненадолго сохранить память об этом исторически значимом сооружении.
Посетить место легко, если будете ехать по трассе Р-22 "Каспий". Оно находится в 50 км от Волгограда. Вот координаты: N 49° 2.567' E 44° 8.490'
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!