Найти тему
неЮристъ

Досудебный порядок урегулирования споров с финансовыми организациями

С 1 января 2021 года потребители финансовых услуг для урегулирования споров с кредитными организациями и негосударственными пенсионными фондами на сумму не более 500 000 рублей должны обращаться к финансовому уполномоченному.

Автор: Scott Graham. Взято тут: https://unsplash.com/photos/5fNmWej4tAA
Автор: Scott Graham. Взято тут: https://unsplash.com/photos/5fNmWej4tAA

Кто такой финансовый уполномоченный

Финансовый уполномоченный (финансовый омбудсмен) осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами, позволяя избежать обращения в суд.

Какие споры и в каком порядке рассматривает финансовый уполномоченный

Финомбудсмен рассматривает обращения:

  • в отношении кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов - если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей
  • в случае нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения

Срок давности по обращениям к омбудсмену - 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя и направить ему мотивированный ответ:

  • в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления в электронной форме, утвержденной Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней;
  • в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

Потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя.

Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг осуществляются бесплатно. Рассмотрение обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, осуществляется за плату в размере 15 000 рублей за каждое обращение.

По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок.

В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Для финансовой организации решение омбудсмена является обязательным и может быть исполнено принудительно (через службу судебных приставов). Финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного вправе оспорить его в суде.

Проверить, подлежит ли спор рассмотрению финансовым уполномоченным, можно здесь.

Подать обращение можно на официальном сайте финансового уполномоченного.

Что, как и почему см.: Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ, Официальный сайт финансового уполномоченного