Найти тему

Являются ли «социализм» и «православие» несовместимыми понятиями?

Оглавление

Идея православного социализма. Часть 2.

Сходство и различие между марксизмом и христианством.

Друзья мои, сходство между марксизмом и христианством в том, что они оба направлены на построение справедливого, разумного общества, основанного на общем благе, единстве, справедливости и т.д.

Христос призывает.

Различие в том, что Христос призывает делать это путем личного подвига, т.е. каждый человек лично борется со своей греховной природой, постепенно накапливая святость, как говорит Серафим Саровский, в своей душе. Совокупная святость всех людей государства образует святость народа данной страны.

Так как Христос – живой Бог, то Он, на основе святости народа, по Своему Промыслу помогает народу блюсти то государственное устройство, которое народ, грубо говоря, заслуживает. Цель Бога, чтобы в стране как можно больше людей становилось праведниками и попали в Царство Небесное. Это о чем говорит?

С одной стороны, эволюционный процесс развития человека и государства, заповеданный Богом, не является закостенелым. Как показала жизнь, моральные нормы не меняются, но меняется общество, а с ним и человек. Промысел Бога в конкретный момент зависит от состояния общества.

С другой стороны, через христианство человек стремиться жить праведной жизнью, которая ведет к высокой нравственности, а за счет этого в государстве развивается разумное, справедливое общество.

Маркс же призывает.

Маркс же призывает не ждать пока общество дорастет до высокой нравственности, а создать разумное, справедливое общество путем классовой борьбы, путем диктата идеи, путем террора, путем уничтожения несогласных. Но в то же время он указывает, что надо еще и заниматься перевоспитанием. Почему?

Потому что с помощью революций несложно сбросить власть, которая народу не нравится. Сложно построить государство с разумным, справедливым обществом. В 1917 году Временное правительство не сумело вообще ничего построить, только все развалить у них получилось. Большевики на основе марксизма построили более-менее справедливое общество путем классовой борьбы, путем террора и давления на несогласных.

Социализм с человеческим лицом.

А вот удержать общество, в котором уже нет явно выраженных классов, в рамках справедливости методами марксистской теории не получилось. В 90 годы конструкция под названием Советский Союз развалилась сама собой. Почему?

Потому что социализм первоначальной фазы был построен. Дальше должна следовать новая более совершенная фаза. Как угодно ее можно было назвать: развитой социализм или социализм с человеческим лицом – это неважно. Важно другое, строить более совершенный социализм должны более совершенные в нравственном отношении люди. Методы марксизма – ленинизма не подходят для строительства более совершенного социализма, чем социалистический строй Сов. Союза.

Учение Христа для атеистов - учение человеческой мысли.

Мне кажется, не видеть очевидных вещей неразумно. Маркс жил в менее развитой цивилизации и свое учение создавал теоретически, не имея опыта. Хотя христианское учение и было для него подспорьем, но он не придавал ему значения, как отдельной, значимой для перевоспитания масс методике. Почему?

Потому что и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс, и Владимир Ленин были атеистами и для них Учение Христа было таким же теоретическим учением человеческой мысли, как и собственно учение Маркса, а затем учение Ленина.

Хотя Ленин, оставаясь на позиции атеиста, уже включил в свое учение заповеди Христа. Он признал свою ошибку, что дав людям равные возможности для развития, этим только нельзя покончить с безнравственностью. Он посчитал, что учение Христа как нельзя лучше подходит для создания методики перевоспитания народных масс. Он разработал Моральный кодекс строителя коммунизма и атрибутику социализма – все это есть не что иное, как калька с христианства.

Фридрих Энгельс «К Истории первоначального христианства».

В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям, их последователей травили, к ним применяли исключительные законы: к одним — как к врагам рода человеческого, к другим — как к врагам государства, религии, семьи, общественного порядка. И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед. Через триста лет после своего возникновения христианство стало признанной государственной религией римской мировой империи, а социализм за каких-нибудь шестьдесят лет завоевал себе положение, которое дает ему абсолютную гарантию победы.

Что здесь можно сказать? Для Энгельса теория христианства и теория марксизма были тождественны. Просто в его время не было никакой возможности с помощью учения Христа создать справедливое общество на земле. Сейчас, благодаря опыту Сов. Союза, появилась возможность у России создать справедливое общество на основе объединения православия и социализма.

Идея православного социализма Николая Сомина.

Даже поверхностный взгляд на российскую историю показывает, что Россия всегда стремилась к православному социализму. Дважды она подходила к нему. Сначала со стороны православия, создав православную империю, имеющую статус Третьего Рима. А затем со стороны социализма, воздвигнув общество, где главной целью была социальная справедливость. К сожалению, синтеза не получилось.

Почему же сейчас не начать рассматривать возможности и предпосылки для объединения замечательных учений для народных масс, которые несут две стороны Божьей правды – это православие и социализм? Такую объединяющую идею предлагает Николай Сомин:

«Идея православного социализма ухватывает самое главное в русской цивилизации – стремление понять Божью правду и реализовать её на земле в той мере, которую допускает падшая природа этого мира. И поэтому в ней отражены как истинная вера, так и справедливый социальный строй".

Главное – сейчас для становления православного социализма не требуется террор и уничтожение несогласных, потому что образованное российское общество имеет колоссальный опыт разного общественного устройства в государстве и оно может разобраться само, где правда, а где ложь без всякого насилия.

Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке, с темой:

"Идея православного социализма". Часть 1.

Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.