Обида гнетёт, сжигает изнутри и убивает людей. Наполняет горечью и крадёт радость не только у обиженного, но и у тех, кто находится рядом. Рождает желание отомстить и может привести к ненависти, что по сути близко к греху убийства. Самое страшное - обида разделяет нас с Богом, потому что Он есть Любовь, которая прощает.
Классический пример обиды есть в истории Каина и Авеля. Каин сначала обиделся, а потом разгневался, что в результате привело к братоубийству. И неизвестно, на кого его обида была больше – на брата, который угодил Богу, или на Бога, Который принял только жертву Авеля. Грех Каина усугубило то, что он отказался признать его.
Обида особо опасна тем, что это скрытый, неявный грех. Обиженный человек всегда обвиняет кого-то другого. Каин винил брата и Творца, и в результате пострадали все: Авель убит, Каин отправился в изгнание, Бог потерял и того, и другого.
Но в чем именно состоит грех, когда человек обижается?
Обида не сочетается с двумя наиважнейшими заповедями: "Возлюби Господа Бога твоего, и ближнего, как самого себя", - Мф. 22:36-40.
Любовь к Богу – это добровольное подчинение Ему своей жизни. Это смирение перед Богом, принятие Его воли и господства, доверие Ему во всех ситуациях, даже если с нами поступают неправильно и несправедливо.
Мир учит людей отстаивать своё мнение, угождать в первую очередь себе, не обращая внимания на других. Другими словами - учит руководствоваться эгоизмом и самолюбием, которые являются корнем любой обиды. Одним словом, это гордость. На самом деле, именно от неё - все наши болезни, а не от "нервов".
А любить ближнего, написано, мы призваны "как себя". Но когда человек обижен, уравнение я=он (она) никак не складывается. Получается, что мы больше, значимее.
Как обида разрушает и ограничивает нашу жизнь?
Обида - это капкан, в который многие попадают не сознательно. Она разрушает не только отношения, но и нас, наше здоровье - мысли об обидчике, о том, как бы мы ему ответили, отомстили, лишают сил, ослабляют наш иммунитет.
Обида изменяет вектор нашей жизни. Она попадает под контроль человека, на которого мы обиделись. Мы перестаем радоваться в его присутствии, меняем из-за него планы, от чего-то отказываемся и так далее.
Прощение необходимо.
"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете", - Лк. 6:37.
Прощение – это не какие-то душевные переживания, а сознательное волевое решение. Бесполезно ждать, когда у нас появится желание или готовность простить, наоборот, так мы только накапливаем обиду. Отложенное прощение даётся труднее. Нужно понять, что это просто необходимо сделать, что прощение – это единственная дверь на свободу. Это приятная Богу жертва. Обида может оказаться сладким, но запретным плодом - тогда отдайте его Господу как самое дорогое, что у вас есть. Наконец, прощение – это послушание Богу и проявление любви в первую очередь к Нему, это смирение перед Ним как перед праведным Судьёй. "Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит", - Пс. 36:5.
Как правильно простить?
Порой мы принимаем решение простить, но боль остается, и мы не обретаем полной свободы. Возможно, это связано с тем, что мы неправильно простили.
Апостол Пётр как-то спросил Иисуса: сколько раз прощать брату, до семи ли раз? (Кажется, он хотел удивить Учителя этим числом). А Иисус ему ответил: до 7х70. И дал пояснение в виде следующей притчи.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу".
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и всё отдам тебе".
Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Мф. 18:23-35
На основании этой истории можно выделить 7 принципов настоящего прощения (по материалам Инги Романенко).
1. Прощение - не средство для изменения другого человека. Часто мы думаем, что наше прощение должно повлиять на обидчика, изменить его поведение, но на самом деле оно освобождает нас, помогает нам. Мы можем жить счастливо независимо от того, как поступает другой. Как государь в этой притче - он простил рабу немыслимый долг и пошёл дальше.
2. Прощение требует того, чтобы мы посчитали сумму долга. Нужно проговорить (мысленно или вслух, или записать), за что именно мы кого-то прощаем. Необходимо подумать и помолиться, какой ущерб нанёс нам человек, как это на нас повлияло, как отразилось на отношениях с другими, что мы потеряли, чего могли бы достичь, как сказалось на здоровье и самооценке. Царь знал, что раб был должен ему 10 тысяч талантов.
3. Осознайте, что у должника нет средств, чтобы заплатить долг. Он не может повернуть время вспять и дать нам всё, чего мы из-за него лишились. Тот раб не мог вернуть царю долг, 10 тысяч талантов - это астрономическая, фантастическая сумма.
4. Гнев - нормальная реакция на несправедливость, но с ним нужно разобраться до того, как зайдёт солнце. То, что мы гневаемся - естественно. Обида может быть вполне обоснованной. Первой реакцией царя было забрать в рабство всю семью того раба. И он выразил её правильно - по адресу, в глаза рабу.
5. Честность и искренность обидчика не является необходимостью для прощения. Мы должны прощать независимо от того, раскаялся человек или нет. Раб обещал царю, что выплатит долг, но это было невозможно, все это понимали. Он просто пытался избежать наказания, и можно сказать, что заведомо считал царя глупцом. Тем не менее, государь его простил.
6. Прощение приносит больше преимуществ и пользы тому, кто прощает. Раб, полностью не покаявшись, пошёл и стал душить товарища за какие-то копейки. Прощение - привилегия царей. Отпускайте людей на свободу.
7. Прощение нельзя путать с восстановлением отношений. С греческого слова "прощение" переводится как "отрезать" или "отпустить". В той истории царь простил не раба - он отпустил, или отрезал его долг. Это не привело автоматически к возобновлению дружбы. Так и мы, когда прощаем, рвём долговую расписку. Если человек при этом не раскаивается и не меняет свою жизнь, мы не налаживаем отношения с ним, не дружим, не ведём дальше бизнес и так далее.
Мы все - должники Богу. Иисус умер на кресте за наши грехи, мы получили Его прощение, но это не делает нас автоматически Его друзьями. Ведь не каждый принял Его прощение и захотел наладить с Ним отношения.
Если вам всё ещё трудно простить, обратитесь за помощью к Богу. Он даст силу сделать это.
Подписывайтесь и расскажите о нас друзьям - это ещё не всё!