Найти тему
Теодорычевы байки

Циклон. 9. Правила игры

Оглавление

Первый рассказ цикла Циклон здесь.

После перестройки и, особенно, после развала СССР, каста начальников стала вырождаться, так как прекратился естественный отбор начальников. Сейчас любой человек, открывая собственное предприятие, назначает себя директором или генеральным директором (имея в виду, что под ним ходит целый выводок подчиненных ему директоров). В учебных Институтах готовят менеджеров, то есть руководителей, причем всем им сообщают, что полученное образование позволит им занимать посты от директора отдельного предприятия вплоть до директора разветвленной корпорации.

Мои попытки поговорить с этими специалистами о полученной специальности позволили выяснить, что, если заменить термины маркетинг, логистика и прочие на русскоязычные термины, то специальность этих людей приблизительно соответствует «начальник отдела сбыта» или «начальник отдела снабжения». До перестройки руководители производства и НИИ, включая директора, имели специальное инженерное образование, но этого было мало. Все эти люди должны были иметь ряд отличительных психологических и поведенческих качеств. Кроме того, все они должны были «принимать правила игры». Вот, собственно, об этом я и хочу рассказать.

Марков

Марков был нетипичным начальником лаборатории. Он был, безусловно, специалистом в области электроники, с большим расположением относился к знающим, трудолюбивым работникам и ненавидел бездельников и жополизов. Марков был прямым человеком и всегда говорил, то, что он думает в лицо собеседнику. Еще Марков ненавидел шпионов, наушников, склочников и дармоедов, которых в любом НИИ пруд пруди.

Однажды нам выдали заработную плату не в кассе института, а в районной Сберегательной кассе. В кассе института в очереди стояли обычно лишь кассиры отделов и потом уже раздавали зарплату сотрудникам отдела, а вот в сберкассу надо было идти каждому лично и в обеденное время. Понятно, что я, например, пошел в сберкассу в рабочее время, когда там было меньше народа, а на вопрос охраны ответил, что у меня была деловая встреча. Подробности я тоже, мол, могу описать, но только по запросу начальника охраны, завизированного начальником режимно-секретного отдела. То есть я сыграл по правилам ко всеобщему удовлетворению.

Марков же на вопрос: «Где был?» - ответил, что получал зарплату и от него потребовали объяснительной записки. Объяснительная записка Маркова ходила у нас потом в ксерокопиях, так как была изумительным памфлетом, низвергающим основы притворства и казенного словоблудия. Основная суть объяснительной записки Маркова была в том, что главной задачей НИИ является научная продукция, которую он, Марков, выдает регулярно и качественно. Следовательно, те, кто эту продукцию выдает – это и есть золотой фонд НИИ. Все прочие службы (охраняющие, бухгалтерствующие, учитывающие и снабжающие), являются вспомогательными, поскольку живут исключительно на иждивении золотого фонда НИИ. Так вот сидели бы они и сопели в две дырочки, пока наука их кормит.

Памфлет Маркова (объяснительная записка) занимал два листочка машинописного текста и был вывешен в общем доступе на кластере Hawk нашего ВЦ. Так что к концу дня все сотрудники института ознакомились с его мнением. Язык у Маркова был литературным, язвительным, текст изобиловал аллегориями и ироническими замечаниями. Короче. Марков был герой дня.

Директор в этот же день созвал всех начальников отделов, включая начальника отдела Маркова, и не зачитывая текст объяснительной предложил всем высказаться в плане предложения наказания этого «героя дня». Марков мне нравился, и я высказался в том смысле, что на первый раз можно простить. А начальник отдела Маркова вообще его серьезно защищал. Директор выслушал всех, а затем объявил свое решение. Марков должен быть завтра же уволен. Марков пренебрег очень важным – правилами игры. То есть он проявил свою профессиональную непригодность.

Начальник может говорить любые глупости, но он не должен поднимать руку на сложившийся порядок вещей. Так что Маркова уволили, и все мы еще некоторое время ходили под впечатлением несоответствия преступления и наказания.

Павлов

Начальник отдела Павлов, в отличие от Маркова всегда играл по правилам и всегда соответствовал требованиям, но это не значит, что он спускал оскорбления в свой адрес. Нет, он также давал обидчикам сдачи, но по правилам.

Павлов руководил отделом, в составе которого был учебный центр по применению микропроцессорных контроллеров. Эта сторона деятельности не только не имела никакого отношения к режимной секретности, но даже наоборот секретность учебному центру только бы повредила. В состав учебного центра входил методический кабинет с двумя видеомагнитофонами, для показа учебных фильмов.

В то время видеомагнитофоны были большой редкостью. Стоили они неприлично дорого, да и купить их было негде. Таким же дефицитом были видеокассеты. Конечно, имея такой ресурс, ребята Павлова притаскивали кассеты, взятые напрокат у знакомых, и переписывали фильмы на дубликаты учебных кассет. В основном это были американские боевики и музыкальные клипы.

Как-то к ним в обед пришел долговязый секретчик и начал обнюхивать все хозяйство Павлова. На это Павлов захлопнул перед носом у секретчика дверь в комнату, в которой просматривали очередной боевик, и пригласил его в свой кабинет для разговоров. Когда минут через 15 они пришли в методический кабинет, то на обоих магнитофонах крутились учебные фильмы. Секретчик почувствовал себя ущемленным. Вся его сексотская сущность взывала к отмщению. Он пожаловался начальнику Первого отдела, который, в свою очередь подписал у директора плановую проверку записей на всех кассетах Павлова. Пока суд да дело, ребята Павлова сделали мощный дроссель и размагнитили все кассеты с посторонними записями, так что кассеты совпадали по номенклатуре и содержанию.

Через пару дней мой приятель Леша Самоукин, который работал у Павлова, идя на работу, обнаружил у внешней стены НИИ старые ящики из-под оборудования, на которых абсолютно ясно был прописан наш адрес с указанием «Почтового ящика». Номером почтового ящика заменяли название предприятия для секретных посылок и корреспонденции. Сам этот номер тоже был секретным. Так что Леша рассказал о находке Павлову, а Павлов позвонил в Министерство начальнику нашего Первого. После звонка они с Лешей выдвинулись в район дислокации ящиков и с нескрываемым удовольствием наблюдали, как министерская комиссия дрючит Первого. Первый их заметил и все понял.

Фото для обложки. Из открытых источников.
Фото для обложки. Из открытых источников.

Так что при игре по правилам, пропустив гол в свои ворота, всегда можно забить гол в чужие ворота и дальше продолжить игру.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

Читайте предыдущий рассказ "Циклон. 8. Граждане начальники" здесь.

Читайте следующий рассказ "Циклон. 10. Крах профессионалов" здесь.

С уважением, Лолейт А.Т.

Об авторе баек читайте здесь.