Найти тему

Учителю нужно помнить : " Никогда не обижайся на своих учеников. Помни: хороший учитель бывает недоволен только собой"

фото из личного архива "Педагогическое училище"
фото из личного архива "Педагогическое училище"

УЧЕНИК

После окончания педагогического училища меня направили работать в Частоозерский район. Там было много озёр.
Их было так много, что каждый посёлок имел своё озеро.

фото взято из открытого источника интернет
фото взято из открытого источника интернет

Проработав год в начальной малокомплектной школе, я поступила на заочное отделение в педагогический институт на физико-математический факультет.

А так как в соседней 8-летней школе, что на центральной усадьбе совхоза, не хватало учителей математики, меня перевели работать туда. Педагогическое училище я окончила успешно сразу после средней школы, математику ещё не забыла (по этому предмету всегда была лучшей в классе).
Профессия учителя в то время была почётна и уважаема. Самым важным в школе, самым живым примером для ученика являлся сам учитель. Благодаря своим первым ученикам, их родителям, коллегам поняла, что выбрала я самую интересную, благороднейшую профессию, но и не лёгкую. Учительская профессия требовала от человека неустанной работы мысли, огромной, душевной щедрости, любви к детям.

фото из открытого источника интернет
фото из открытого источника интернет

Но речь не обо мне, вернее не только обо мне, а об одном моём ученике 5-го класса, где я преподавала математику и была классным руководителем. Мальчика звали Юрой по фамилии Печерин. Рослый мальчик, по физическому развитию превосходил других детей - пятиклассников. Сидел за первой партой (поближе к учителю), а так как парта была ему мала, то его ноги почти доставали до стены , где висела классная доска. Классная комната была небольшая, да и учеников в классе было немного всего 17 человек.
Стоит несколько слов сказать о школе , которая состояла из 3-х деревянных домов, по 3 классных комнаты в каждом. Перемены у учителя-предметника уходили на то, чтобы из одного школьного дома перебежать в другой. Весной - осенью по грязи, зимой - по хорошему морозцу.
Вернёмся к Юре. Сказать, что он был проблемным мальчиком, это значит не сказать ничего...Учителя постоянно жаловались на него: на уроках не работает, домашние задания не выполняет, нарушает дисциплину на уроке. Из оценок в журнале - преобладающей была "двойка", самое плохое было то, что он обижал своих одноклассников, до слёз. Часто они сами были причиной этому, обзывали его, придумывали ему обидные прозвища.
Как защитить детей от него, когда они на переменах были представлены сами себе!?

фото взято из открытого источника интернет
фото взято из открытого источника интернет

На меня ежедневно сыпались жалобы со всех сторон. От бесед с ним у директора школы (а директор школы была не на много старше меня, а я не на много старше своего ученика) ничего не менялось в его поведении и отношении к учёбе.
В конце сентября решила навестить его родителей, которые жили в соседней деревне, в 3-х километрах от школы. Деревня называлась Окунёвкой (были в этом районе и другие деревни , с рыбьим названием )
Не близко Юра жил... А когда холодно или грязно , совсем дорога длинной покажется. Посочувствовала я своему ученику. Как оказалось, Юра с матерью и отчимом -инвалидом жили за огородами, около озера. Я много о них узнала от жителей деревни, пока дошла до их жилья. О мальчике плохо никто не говорил, а наоборот, жалели его. Мать с отчимом часто уезжали куда-то на неделю, а то и на две. Мальчик оставался один. Чем он питался в это время, никто не знал, но были уверены , что из еды
были хлеб да вода. Дойдя до озера , увидела небольшое , низенькое строение из самана ( строительный материал : глина, солома, песок), без единого окна. Двери были настежь открыты. Юра колол дрова за избушкой.
Встретила меня его мать, пригласила зайти , хотя и так было видно всё их жильё. Напротив, двери был топчан из досок, на нём полулежал мужчина с одной ногой. Как я поняла , что они все втроём спали на этом топчане , потому что больше было негде, даже на полу не поместился бы человек.
Направо от двери была печка, сложенная из кирпича, там что-то варилось. Я представилась, но промолчала, о цели своего посещения. После того , что я услышала от односельчан об этой семье, увидела их саманный " домик " без окна, я не могла жаловаться им на его поведение и плохую учёбу...
Но зато мать , узнав , что я его учитель и классный руководитель, начала кричать, обзывать сына, причитать , жаловаться на него....Говорила , что в 3 классе он тоже был оставлен на второй год.
Пришлось прервать её жалобы на сына и послушать меня.

Сказала, что я не жаловаться на него пришла сюда, а познакомиться с родителями и узнать в каких условиях Юра живёт, где готовит уроки, как питается. А тут и отвечать было нечего. Она виновато развела руками.
Стол был завален посудой, сам стол был низеньким и маленьким, писать за таким столом Юре было бы очень неудобно.
«Почему Вы, родители, не следите , как он выполняет домашнее задание? " - спросила я.
Надо сказать , что Юра уже давно перестал колоть дрова и прислушивался к нашему разговору.
Мать Юры ( с первого года своей работы я всегда называла родителей детей по имени и отчеству, но здесь прошло уже много времени, я забыла её имя ). рассказала на какие средства они живут , чем питается Юра, чем питается в их отсутствие....Оказывается, что чаще они все питаются рыбой...
Прощаясь , я попросила её следить за одеждой мальчика, пришивать к рубашке белый воротничок
( в школе требовалась такая форма).

У меня для матери нашлись добрые слова о её сыне : учитель труда им очень доволен, по математике у него хорошие способности, в трудовых делах школы он всегда принимает участие.
Директор школы , узнав от меня , в каких условиях живёт мальчик, с кем живёт, пообещала помочь ему. Помощь Юре была предложена следующая : разовое бесплатное питание в совхозной
столовой. А после ему были выделены родительским комитетом деньги на покупку валенок. До самого снега в школу мальчик ходил в резиновых сапогах. Но....от этих щедрот ... мальчик отказался. Сказал , что дома он питается нормально, а в школу он стал ходить в старых подшитых валенках...
Но самое удивительное то , что Юра стал приходить в школу с выполненным домашним заданием, в аккуратной одежде. Учителя, увидев, что мальчик старается, стали относиться к нему
внимательнее, отмечали его скромные успехи в учёбе.

фото взято из открытого источника интернет
фото взято из открытого источника интернет

Я пересадила его на заднюю парту, где ему было намного удобней из-за своего роста. По математике у него и впрямь обнаружились неплохие способности. За первую четверть он был успевающим, у него по некоторым предметам были выставлены хорошие оценки. А вторую и третью четверти он окончил без троек..
Я часто к нему обращалась за помощью : следить за порядком в классе на переменах, что-нибудь переставить, помочь по математике кому-нибудь из учеников. Ему нравилось помогать.
Вскоре ребята избрали его старостой класса.
Жаль , что в четвёртой четверти он со своей семьёй переехал в другой район. Они не жили долго на одном месте. Из-за этого Юра сменил много школ и много учителей.
Что стало с этим мальчиком? Я часто вспоминала о нём. И мне верилось , что всё у него хорошо, и мать с отчимом были неплохими людьми, и что мои беседы с ним не исчезнут бесследно.
В школе я проработала много, много лет, но ни разу не пожаловалась ни родителям , ни администрации школы на поведение или на плохую учёбу своих учеников.
Учителю нужно помнить : " Никогда не обижайся на своих учеников. Помни: хороший учитель бывает недоволен только собой"

Л.Кузнецова

фото взято из открытого источника интернет
фото взято из открытого источника интернет