Впервые у меня появился репетитор, когда мне было лет 13-14. До 5 класса я училась в лицее с углубленным изучением английского языка+посещала языковую школу, правда, мне было это всё супер неинтересно, но что-то откладывалось в голове. После переезда я вообще перестала заниматься языками и вот у меня уже трудности с обычной школьной программой. Решено было нанять репетитора. Мама меня повела в языковую школу рядом с нашим домом, где мне предложили индивидуальные занятия с преподавателем С. Тогда я загорелась желанием хоть как-то продвигаться в изучении языка и достигнуть хорошего уровня, но я совершенно не понимала, что для достижения результата мне нужен "правильный" репетитор. В итоге, за многие годы я особых успехов не добилась, ЕГЭ сдала посредственно и как-то всё было грустно.
В университете у нас было очень много преподавателей разного возраста и опыта, там я примерила на себя разные методики, подходы и способы изучения иностранных языков, и поняла на что именно надо опираться при выборе достойного ментора/наставника/учителя/репетитора.
1. Определите для себя цель изучения языка. Поехать в путешествие и свободно общаться с местными жителями? Улучшить оценки в школе или в университете? Может, вы вообще хотите переехать в другую страну? Или же сделать иностранный язык вашей профессией? Язык нужен для вашей работы или открытия международного бизнеса? От вашей цели зависит выбор репетитора.
Если хотите подготовиться к ЕГЭ и поступить в хороший ВУЗ, то ищите человека, который хорошо сдал ЕГЭ и учился/учится в том ВУЗе, в который вы планируете поступать. Если хотите сдать международный экзамена типа FCE, EILTS, CAE и т.д., то ищите человека, который успешно сдал данные экзамены и преподает иностранные языки. Если же вы хотите поднять общий уровень языка для путешествий и общения, то вам подойдет репетитор с профильным лингвистическим/педагогическим образованием. Если же школьнику нужно помочь разобраться со школьной программой, то ищете человека с профильным педагогическим/лингвистическим образованием, преподающим в школе или хорошо знающим школьную программу. Если вам нужен бизнес-английский, то есть люди, которые свободно себя чувствуют в данных областях, как правило, они не только преподают, но и имеют свой бизнес или же основную работу, связанную с международной деятельностью.
2. Выберете человека, который вас вдохновляет. Вам должно быть комфортно общаться с этим человеком, вы не должны бояться задавать вопросы и быть скованными во время занятий.
3. Время, в течение которого говорит преподаватель и ученик. Даже если вы только начинаете учить язык,то время говорения преподавателя на уроке должно составлять не более 50% при 0 уровне и 20-30% начиная с уровня А2.
4. Репетитор должен быть в вас заинтересован. Не в деньгах, которые он получает, а в вашем прогрессе и результате. Наставник/репетитор интересуется тем, какие вы темы любите, вашим образом жизни, составляет планы к вашим урокам, помогает внедрить язык в повседневное общение, предоставляет рабочие материалы, ищет способы разнообразить занятия и т.д.
5. Никаких опозданий и переноса занятий за час-два до начала занятия со стороны преподавателя. Это недопустимо.
6. Во время занятий нет случаев, когда преподаватель отходит от темы, не знает чем вас занять или же он попросту не готов к уроку. Всегда можно понять было ли занятие подготовлено заранее или же нет: все материалы должны перекликаться между собой, на случай, если у вас что-то не получается и вам это задание не по зубам, то наставник сразу же готов предложить альтернативу и т.д.
7. За урок вы успеваете задействовать все или же большинство языковых аспектов: чтение, говорение, письмо, лексика, грамматика, аудирование.
8. Ваш ментор/репетитор/наставник любит свою профессию и старается в ней развиваться: посещает курсы, вебинары, читает специализированную литературу, возможно, сам имеет наставника для поддержания языкового уровня, сдает международные экзамены и т.д.
И мой главный совет- не бойтесь отказываться от человека, с которым вам не комфортно или же он просто не соответствует вашим требованиям.
Спасибо, что читаете!