В январе 1570 года османский султан Селим II начал войну против Венецианской республики, намереваясь отнять у неё Кипр. В ответ римский папа Пий V объявил о создании «Священной Лиги», главной целью которой была организация общеевропейского крестового похода против Османской империи.
Сбор объединенных католических сил проходил слишком медленно. К лету 1571 года турки практически целиком овладели Кипром, разорив Никосию и Фамагусту. Османский флот безраздельно хозяйничал в Эгейском и Ионическом морях.
Наконец-то осенью Испания, Священная Римская империя, Неаполь, Сицилия, Венецианская республика, Генуя, Парма, герцогства Тоскана и Савойя, а также Мальтийский орден собрали 300 боевых и транспортных кораблей различных типов и классов. В основном это были гребные суда – галеры.
Этот объединенный флот, возглавляемый доном Хуаном Австрийским (внебрачный сын испанского короля Карла V), направился из Мессины к берегам Эпира (нынешняя Северо-Западная Греция). Именно там находилась флотилия Али-паши (Али Муэдзин-заде) – верховного адмирала (капудан-паши) Османской империи.
Под его началом для захвата островов восточной и центральной части Средиземного моря собрались огромные военно-морские силы самой Турции и её многочисленных вассалов. Утром 7 октября 1571 года османский флот был обнаружен в Патрасском заливе между мысом Скрофа и островом Оксия, что в 60 км западнее порта Лепанто (сегодня греческий город Навпактос).
Большинство европейских хроник сообщает, что Хуан Австрийский вывел на битву 227 боевых судов (108 венецианских, 81 испанская, 32 итальянские галеры, а также 6 гигантских галеасов), на борту которых находились 64 000 моряков и членов экипажей, а также 20 000 солдат из числа абордажных команд. Корабельная артиллерия христиан насчитывала около 600 орудий различных калибров.
По данным отечественного писателя-мариниста Александра Борисовича Снисаренко христианский флот имел следующий состав. От Испании прибыла 81 галера и 12 боевых парусных кораблей под командованием генуэзца Джованни Дориа. 12 папских галер возглавлял адмирал Маркантонио Колонна. Под началом венецианского адмирала Себастьяна Веньера имелось 108 галер, 6 галеасов и 2 парусных боевых корабля. По три галеры прислал Мальтийский орден и Савойское герцогство.
Таким образом, Хуан Австрийский располагал 207 галерами, 14 парусными судами и 6 галеасами. Немецкий морской историк Альфред Штенцель приводит те же цифры, добавляя к ним ещё 70 малых вспомогательных судов и 24 транспорта. На борту католического флота (помимо моряков) находилось 23 000 бойцов – 12 000 итальянцев, 5000 испанцев, 3000 немцев и 3000 прочих европейских добровольцев-католиков.
По подсчётам европейцев Али-паша имел около 220-230 галер и 50-60 галиотов. На их борту находилось до 88 000 человек (из них около 16 000 состояли в абордажных командах). Александр Снисаренко приводит иные цифры, касающиеся османского флота. По его подсчётам турки имели 276 боевых кораблей (210 галер и 66 галиотов), 72 000 матросов и моряков, 16 000 бойцов абордажных команд, около 150-200 устаревших пушек и бомбард, бивших каменными ядрами.
Главным боевым судном стран Средиземноморья во второй половине XVI века были галеры. По определению американских военных историков Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи, галеры – это «длинные, узкие однопалубные суда, длиной около 45 м при максимальной ширине 6 м; в движение их приводили 54 весла – по 27 с каждого борта. Дополнительно на галеры ставилось по 2-3 мачты с треугольными парусами, чтобы гребцы периодически могли отдыхать; при попутном же ветре паруса давали еще и прибавку в скорости. На каждое весло сажалось по 4-6 гребцов, как правило, рабов.
На судах христианских государств гребцов защищали мантелеты; турки о подобных мелочах не заботились. Экипаж галеры составлял, в общей сложности, человек 400, включая гребцов, матросов и воинское подразделение. В битве при Лепанто в носовой части у большинства христианских галер стояло по пять пушек; у турецких же (несколько менее крупных) – лишь по три. Спереди, чуть выше ватерлинии, у галеры находился железный таран, длиной от трех до шести метров».
Альфред Штенцель приводит некоторые существенные дополнения инженерно-технических характеристик галеры эпохи позднего средневековья. «Древний таран у галеры выродился в длинный 6-7 метровый выступ, который, пожалуй, лучше назвать «клювом», так как он был устроен не под ватерлинией и не на ней, а выше ее. Этот «клюв» не годился для тарана, так как при его помощи можно было нанести удар только в борт корабля, обломав этим «клювом» несколько весел или вывести из строя гребцов…
Рангоут галеры состоял, как правило, из двух мачт, выдвинутых к передней части судна, с латинскими парусами; для управления служил, как и в настоящее время, руль. Вооружение галеры состояло из 3-5 орудий на носу, причем в середине стояло 36-фунтовое, затем два 8-фунтовых и два 4-фунтовых; кроме того, были еще камнеметы для метания на небольшие расстояния камней весом в 30-80 футов (15-20 кг)».
Экипаж больших галер насчитывал до 400 человек (250 гребцов, 100-120 матросов, солдат и артиллеристов). Гребцы набирались из числа государственных и военных преступников, а также должников, реже они вербовались из числа добровольцев. На османских галерах в качестве гребцов трудились рабы (в основном христиане) и военнопленные.
Битва при Лепанто стала дебютом нового класса гребных боевых судов – галеасов («гигантская галера»). Галеас той эпохи был вдвое крупнее и мощнее галеры. Эти корабли были более устойчивыми и могли нести на себе в 2-3 раза больше артиллерии и солдат.
Однако крупные габариты негативно сказывались на быстроходности и маневренности судна. Водоизмещение этих кораблей составляло 80-100 тонн, длина – 55-60 м, а ширина 7-10 м. Галеас имел три мачты, постоянный руль-штурвал и два рулевых весла по каждому борту. Галеас ходил на 30-50 шестнадцатиметровых вёслах, приводимых в движение 5-8 гребцами.
Общее число гребцов галеаса равнялось 350-400, а матросов, артиллеристов и солдат – до 200-300. Артиллерия была сосредоточена следующим образом: 10 тяжелых орудий в два яруса ставились на носу, 8 – на корме, остальные лёгкие пушки и фальконеты размещались по бортам и между гребцами. Всего галеас имел на вооружении 55-72 орудия.
Противоборствующие стороны выстроились по классическому образцу: в одну линию, разделившись на фланги и центр. Общая протяженность боевых порядков составляла около 9-10 км. В центре османской флотилии встал сам Али-паша, имея 96 судов (91 галера и 5 галиотов). На левом крыле находился алжирский бей и знаменитый предводитель пиратов – Улудж-Али. Ему подчинялись 93 судна – (61 галера и 32 галиота). На правом фланге расположился египетский наместник – Мехмед-Сирокк с 56 кораблями (53 галеры и 3 галиота). В резерве османский флотоводец оставил 30 судов (5 галер и 25 галиотов).
Хуан Австрийский с 62 галерами занял центр, на правом фланге генуэзский адмирал Джованни Дориа возглавил 58 галер, ещё 53 венецианские галеры расположились на левом крыле под началом Агостино Барбариго. Галеасы выдвинули вперёд, чтобы отразить первый удар османских судов. В резерве находились 30 галер под командованием маркиза де Санто-Круза. Перед началом битвы дон Хуан приказал расковать христианских гребцов и вооружить их.
Уступая в общей численности судов, европейцы превосходили мусульман по количеству абордажных команд, по числу и качеству артиллерийских стволов. Всего у турок имелось 2500 устаревших аркебузов, в то время как у христиан были новейшие мушкеты и кремневые пистолеты.
Все солдаты абордажных команд дона Хуана имели огнестрельное оружие. Артиллеристы и абордажная команда испанской или итальянской галеры насчитывала 150-165 человек, а турецкой – только 40-50. Европейцы дополнительно срезали носы своих галер, установив на них пушки, защитные щиты и траверсы.
После 11 часов Хуан Австрийский, дождавшись попутного ветра, распорядился атаковать левое османское крыло. адмирал Дориа устремился вперёд. При этом часть его галер отстали. Внезапно наступил штиль. Пользуясь численным преимуществом, Улуг-али сумел окружить итальянские галеры.
Однако европейские моряки, артиллеристы и солдаты быстро нанесли туркам серьёзные потери в живой силе, повредив их суда. Чтобы поддержать Дориа, дон Хуан атаковал турецкий центр, а Барбариго врезался в порядки Мехмед-Сирокка. Через полтора часа египетская флотилия оказалась совершено разбитой и рассеянной.
Уцелевшие египетские галеры поспешно стали покидать место битвы. К 14 часам европейцы сокрушили и османский центр. Обе стороны задействовали свои резервы. Битва закипела с новой силой. Однако турки повсеместно терпели огромный урон в живой силе, их галеры и галиоты десятками шли на дно или превращались в груду обломков утративших боеспособность.
Флагман Али-паши был взят на абордаж. Османского адмирала убили, после чего обезглавили. Насаженную на пику голову Али-паши выставили напоказ, что вызвало смятение среди мусульман. После 16 часов Улуг-али стал выводить из уже фактически проигранного сражения свои уцелевшие суда.
Более всего не повезло правому турецкому крылу. Его командир – Магомед Сироко был убит, а три десятка галер оказались на мели. Экипажи этих галер поспешно кидались в воду и плыли к берегу. Мусульмане окончательно утратили надежду взять вверх в абордажной бойне. Отборная испанская пехота и немецкие ландскнехты за счёт лучшего огнестрельного вооружения и боевой подготовки одержали убедительную победу над янычарами.
Поражение османского флота было полнейшим. Помимо 13 алжирских галер спастись бегством сумели ещё 35 турецких кораблей. Таким образом, 53 мусульманских корабля были пущены на дно, 117 захвачены в бою, 60 сели на мель и были брошены противником. Общие людские потери Али-паши составили 15.000-20.000 моряков, гребцов и солдат.
Флот «Священной Лиги» захватил 30 османских пушек, 300 турецких матросов и солдат, освободил из рабства 12 000 христианских невольников-гребцов. Потери европейцев составили 13 галер (12 были потоплены, одну – мальтийский флагман захватил Улудж-али), 7566 погибшими и утонувшими.
Среди экипажей «Священной Лиги» было до 10 000 раненных, из которых в последующие дни скончались 2500 человек. В числе раненых был Мигель де Сервантес. Он отважно сражался на борту испанской галеры, получив в бою три огнестрельных ранения – два в грудную клетку и одно в предплечье. Это ранение оказалось самым тяжёлым, лишив его левую руку подвижности.
Сокрушительный разгром османского флота при Лепанто похоронил мечты султана расширить своё влияние на западную часть акватории Средиземного моря. Турецкий флот через два года был восстановлен, а «Священная Лига» к тому моменту распалась.
Несмотря на эти обстоятельства, Селим II и его приемники уже не решались посылать свои флотилии дальше Ионического моря, всячески избегая генеральных морских сражений с европейцами. Что касается Кипра, то по мирному договору 1573 года Венецианская республика всё же уступила этот остров Османской империи.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)