Первый самолет с израильскими туристами приземлился в Дубае как раз в тот день, когда Джо Байден собрал последние голоса избирателей, чтобы быть избранным новым американским президентом. Три часа длился полет 737 дешевого самолета FlyDubai из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве через Аравийский полуостров до Дубая. Еще до конца года авиакомпания планирует установить регулярную связь между Объединенными арабскими эмиратами (ОАЭ) и Израилем. Это часть соглашения, которое премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр иностранных дел Эмиратов Абдулла бин Зайед подписали в сентябре. Это небольшая сенсация: до сих пор без умолку отвергались все те, кто с израильским штампом в паспорте пытался въехать в арабские государства – от Египта и Иордании, которые заключали мирные договоры с Израилем в 1979 и 1994 годах.
Уже вскоре после подписания так называемого Абрахама аккорда на южной лужайке Белого дома в присутствии Дональда Трампа в середине сентября израильский самолет с дипломатами и бизнесменами на борту вылетел прямо из Тель-Авива в Объединенные Арабские Эмираты. Саудовская Аравия ранее согласилась на то, чтобы машины государственной авиакомпании El Al могли летать над территорией королевства. Это не только экономит время полета, но и считается молчаливым согласием руководства кронпринца Мухаммеда бин Салмана (MBS) с Абрахамскими соглашениями, которые, помимо договора между ОАЭ и Израилем, включают в себя не столь далеко идущее соглашение с Бахрейном. До сих пор 85-летний король Салман отказывается согласиться с нормализацией отношений арабских государств с Израилем, выдвинутой президентом США Дональдом Трампом. Однако идеологических оговорок, таких как поколение арабских политиков, отмеченных поражением в Шестидневной войне 1967 года, у его сына, кронпринца бин Салмана, родившегося в 1985 году, больше нет.
Если региональная гегемонистская держава Саудовской Аравии присоединится к ОАЭ и Бахрейну в ближайшие годы, это будет означать конец эпохи, ознаменованной консенсусом большинства государств Лиги арабских государств (Аль) для установления дипломатических отношений с Израилем только после создания палестинского государства. Кроме того, король Салман продолжает опираться на формулу своего сводного брата и предшественника, короля Абдуллы. Арабская мирная инициатива, принятая лигой в 2002 году, содержала предложение, согласно которому арабские государства готовы признать государство Израиля только в том случае, если оно отступит к границам 1967 года, согласится на возвращение беглецов войн 1948 и 1967 годов, а Восточный Иерусалим-столицей независимого палестинского государства.
Но заявление о намерении Судана в конце сентября также установить дипломатические отношения с Израилем показывает, что в будущем другие члены Аль могут отвернуться от традиционной линии. Трамп ранее заверил переходное правительство в Хартуме, что исключит страну из списка государств, поддерживающих терроризм. В октябре он рассказал о десяти арабских государствах, с которыми США вели переговоры о соглашении с Израилем. 22 члена Лиги арабских государств, в том числе Палестина, представленная Организацией освобождения Палестины (ООП).
По сути, договоры, подписанные в середине сентября в Белом доме Нетаньяху и министрами иностранных дел Эмиратов, а также Бахрейнсом Абдуллой бин Зайедом и Абдуллатифом Аль Зайани, предусматривают, что государства-участники будут открывать посольства, содействовать торговле, туризму и научному обмену, налаживать прямые авиасообщения и более активно сотрудничать в вопросах безопасности. ОАЭ и Израиль уже много лет поддерживают закулисные экономические контакты, так как нормализация отношений, происходящая в настоящее время, изначально означает только формальное признание этих отношений.
Поскольку внутриполитическое сопротивление в Бахрейне соглашению было сильнее, чем в Эмиратах, договор с Израилем здесь не равносилен полному заключению мира, а носит название „совместное коммюнике о установлении дипломатических, мирных и дружеских отношений“. Поскольку королевский дом Хамада бин Иса Аль-Халифы не может действовать внешнеполитически без согласия руководства в Эр-Рияде, реальный смысл соглашения с Израилем заключается в том, что Саудовская Аравия его одобрила. Например, в начале арабских восстаний 2011 года саудовские танки были подняты в Манаме, столице Бахрейна, чтобы подавить протесты шиитского большинства населения.
Поэтому стратегически значимым является формальное установление дипломатических, экономических и политических отношений между Иерусалимом и Абу-Даби, в котором критики справедливо видят сближение в первую очередь на военной основе: израильская технология слежки, уже использовавшаяся в прошлом для преследования оппозиционеров в объединении семи эмиратов, в будущем еще легче попадет в руки авторитарного правящего дома. Продажа американских беспилотных летательных аппаратов и истребителей F-35 Эмиратам на сумму более 23 млрд. Доллар США в ноябре является еще одним доказательством того, что, хотя соглашения о нормализации обеспечивают регулируемые межправительственные отношения между ОАЭ и Израилем, модернизация в регионе продолжает продвигаться вперед.
Иран: новый главный враг авторитарных арабских государств
Кроме того, Израиль теперь также официально входит в ось тех государств, которые хотят отодвинуть влияние шиитского Ирана на Аравийском полуострове. Саудовская Аравия и ОАЭ составляют копье этого альянса, который получил наибольшую выгоду от перехода власти от демократов к республиканцам в Белом доме в 2016 году: ранее инициированные Бараком Обамой секретные переговоры о ядерном соглашении с Ираном они расценили как предательство своей роли наряду с Израилем Главного регионального союзника США в регионе. Которые в случае аннулирования Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA) Трамп в мае 2018 года был встречен в Эр-Рияде, Абу-Даби и Иерусалиме.
Иран, таким образом, заменил Израиль в качестве главного врага авторитарных арабских государств, которые теперь образуют фронт против Исламской Республики. С начала арабских восстаний 2011 года они сделали все, чтобы добиться возвращения к статус-кво Анте до революций: в Египте ОАЭ и Саудовская Аравия в 2012 году решительно поддержали военных в свержении первого свободно избранного президента страны, брата-мусульманина Мохаммеда Мурси. В Ливии они стоят на стороне войск генерала Халифа Хафтара, который борется против международно признанного правительства в Триполи. И даже после пяти лет войны в Йемене они продолжают придерживаться своей цели удержать ополченцев Хути, поддерживаемых Ираном, от власти в Сане.
Контрреволюционная ось вокруг Саудовской Аравии, Эмиратов и Египта за ее пределами-это ее отказ от политического ислама, финансируемого Турцией, Катаром и Ираном, – и ее поддержка исламистского мусульманства, палестинское ответвление ХАМАСа управляет сектором Газа. Если в годы, предшествовавшие заключению соглашений Осло, палестинское руководство вокруг председателя ООП Ясира Арафата как умеренно заклеймили Египет и Иорданию, противостоявшие якобы радикальным сторонникам палестинского дела, противостояние сместилось не позднее восстаний 2010-х годов: Ирану, Катару и Турции удалось добиться своего влияния от ХАМАС и на главную силу ООП, ФАТХ президента Палестинской автономии (ПА) Махмуда Аббаса.расширять.